А. Кусяков. Соната №2 соч.42 для балалайки и фортепиано

  • А. Кусяков. Соната №2 соч.42 для балалайки и фортепиано

    Три сонаты для балалайки и фортепиано Анатолия Ивановича Кусякова (1945-2007), созданные в последней четверти XX века, - небывалое, выдающееся художественное явление в истории формирования оригинального камерно-концертного репертуара для нынешних и будущих поколений исполнителей-балалаечников. Написанные современным композиторским языком, в рамках традиционной циклической формы (1-я и 2-я сонаты), а также путём её трансформации (3-я соната), все три сочинения в то же время имеют непривычную для жанра сонаты особенность - наличие развернутых каденций, усиливающих и драматургию каждого произведения, и концертность музыкального материала. Каждая из трех сонат несет в себе непохожий, самостоятельный образный ряд и различные концептуальные установки композитора. Если в первой, двухчастной сонате в бесконечной (26 тактов), лирико-эпической главной партии первой части Анатолий Кусяков отдает символическую дань преемственности национального в традициях народно-инструментального жанра, зашифровывая в первых шести звуках начало темы главной партии 1-й части Концерта для балалайки Ю. Шишакова, а во второй части сонаты в стремительной, «скачущей» ритмике главной партии, вызывающей ассоциации с образом мчащегося по степи скифского или русского воина, мы улавливаем сходство с главной темой 1-й части Концерта для домры Н. Будашкина (первоначально тема 2-й части сонаты так и начиналась - с последовательных звуков соль-минорного трезвучия), то во второй, трехчастной сонате композитор переключается на другое настроение, иное мироощущение. Он создает пронзительно светлые, лирические образы: весеннего пробуждения природы в 1-й части, щемящей печали и прощальных интонаций во 2-й, решимость и волю в преодолении жизненных препятствий в финале. В 3-й сонате Анатолий Кусяков, впервые в композиторской практике, воплотил, казалось бы непосильные для возможностей нашего инструмента творческие замыслы: глубину философских размышлений о жизни и смерти человека, его борьбу, смирение и всепрощение. Сонаты А. Кусякова ставят перед нами сложнейшие интерпретаторские, мировоззренческие и интеллектуальные задачи. Поэтому их невозможно воплотить только путем формального решения технических задач. Теперь, осваивая сложный мир музыки А. Кусякова, у нас, исполнителей на балалайке, есть возможность подниматься до тех высоких образцов музыкальной интерпретации, которые оставлены нам великими композиторами и исполнителями прошлого и настоящего.

    А. Данилов

О сборнике

А. Кусяков (1945-2007)
Соната №2 соч.42 (2001) для балалайки и фортепиано — Ростов н/Д: Изд-во Ростовской государственной консерватории (академии) им. С. В. Рахманинова