На сцене — живые классики

2003 г.

С 12 по 22 декабря прошел II Международный фестиваль современной музыки «Ростовские премьеры»

Фестиваль инициирован, организован и проведен Ростовской государственной консерваторией. Автор и инициатор проекта - ректор консерватории, проф. Александр Данилов. Художественный руководитель - проректор по научной и концертной работе, д-р иск., проф. А. Цукер, арт-директор - зам. председателя Ростовской композиторской организации Г. Толстенко. Приветствия участникам фестиваля направили министр культуры РФ М. Швыдкой (он назвал «Ростовские премьеры» культурным событием общенационального масштаба), полномочный представитель президента в Южном федеральном округе В. Казанцев, губернатор области В. Чуб, мэр города М. Чернышев.

По замыслу организаторов, Ростовский форум современной музыки призван не только активизировать интерес ростовских музыкантов и публики к новым сочинениям, но и поднять культурный статус столицы Южного федерального округа, сделав еще один шаг на пути превращения города в один из крупных российских концертно-театральных центров.

Предварительная смета фестиваля составила 700 тыс. руб. Министерство культуры РФ включило «Ростовские премьеры» в федеральную целевую программу «Культура России-2003» и выделило 200 тыс. руб. В соответствии с той же программой Министерство культуры Ростовской области обещало выделить консерватории 50 тыс. руб., но фестиваль прошел, а деньги пока не перечислены. Реальные расходы превысили выделенные средства в три раза. Разница была покрыта из внебюджетных средств консерватории и за счет продажи билетов, в основном - на концерт с участием Ю. Башмета.
Состоялось 10 концертов.

В программе «Ростовских премьер» была представлена не только музыка ныне живущих композиторов, созданная в последние десятилетия и годы. Прозвучали также произведения А. Веберна - Две пьесы для скрипки с оркестром, ор. 7, Н. Сидельникова (1930-1993) - Вокально-инструментальная симфония для баритона и ансамбля инструментов «Мятежный мир поэта» на стихи М. Лермонтова, Э. Денисова (1929-1996) - «Силуэты» (аранжировка М. Фуксмана) и «На снежном костре» на стихи А. Блока (12 песен из вокального цикла).

На «Ростовские премьеры»-2003 приехали участники Первого фестиваля (2001): Гия Канчели (Грузия-Бельгия), который сразу активно поддержал идею проведения фестиваля, и Валентин Сильвестров (Украина). Среди других участников нынешнего форума — Юрий Фалик (Санкт-Петербург), Роман Леденев, Толиб-хон Шахиди, Владимир Тарнопольский, Александр Чайковский (Москва), Марек Стаховски (Польша). Были представлены сочинения: Г. Канчели. «Largo и Allegro» для струнных, фортепиано и ударных, «Styx» для альта, хора и оркестра; Р. Леденев. «Эпиграфы» для флейты и камерного оркестра, «Десять эскизов» для камерного ансамбля, «Пять попевок» для струнного квартета, концертная пьеса для альта с оркестром «Маэстро», пьеса для баяна «На фоне зимнего пейзажа»; Т. Шахиди. Симфоническая поэма «Садо», Концерт для фортепиано с оркестром № 3, сюита из балета «Смерть ростовщика», сюита для флейты и фортепиано «Речитативы Руми»; Ю. Фалик. Месса для солистов, хора и камерного оркестра, Концерт для виолончели с оркестром, Квартет № 8, «Композиция» для скрипки соло; А. Чайковский. Симфония № 1,1 часть, Симфония № 2 «Водолей», Соната для скрипки и фортепиано; М. Стаховски. Трио для кларнета, виолончели и фортепиано, Квартет № 4; В. Сильвестров. Вокальная лирика 1999-2003 гг.; В. Тарнопольский. «Чевенгур» для сопрано и камерного ансамбля на тексты А. Платонова.

В программе фестиваля также прозвучали произведения Г. Уствольской, С. Слонимского, А. Вустина, молодых композиторов К. Уманского, А. Кессельман, А. Сюмака, Д. Курляндского, В. Николаева, А. Гладких. Зарубежная музыка была представлена произведениями К. Пендерецкого (Польша), А. Джентиле (Италия), Ф. Гзйсена, Б. Хайдена, Г. Бумке, Э. Борка, Э. Дресселя, П. Дессау (Германия).

По традиции, со своими новыми сочинениями познакомили публику ростовские композиторы: В. Ходош. «Страсти по Анне» на стихи А. Ахматовой и тексты православных песнопений; Г. Гонтаренко. Три части из кантаты «Дорожные песни» на стихи А. Пушкина. Сюита по рассказам А. Чехова «Провинциальные сюжеты»; А. Кусяков. «Осенние пейзажи». Сюита для баяна (в переложении для оркестра народных инструментов); Г. Толстенко. Симфония № 1; М. Фуксман. Ноктюрн № 3 «Луна. Вода. Дети»; А. Хевелев. Квинтет «Два», Соната № 3,1 часть; А. Матевосян. Вокальный цикл «Я не знаю мудрости» на стихи К. Бальмонта.

Событием для ростовской публики стало участие в проекте Юрия Башмета (во многом благодаря усилиям Г. Канчели). Это первое выступление прославленного альтиста в городе, в котором он родился. Ю. Башмет исполнил посвященные ему сочинения Г. Канчели и Р. Леденева.

Среди других участников-исполнителей: музыканты из Санкт-Петербурга — Сергей Словачевский (виолончель), дирижер Александр Сладковский, москвич Сергей Яковенко (баритон), дуэт фортепиано-саксофон - Татьяна Бломе и Франк Лунте (Германия), ансамбль солистов Московской консерватории «Студия новой музыки» (худ. рук. - Владимир Тарнопольский, дирижер Игорь Дронов).

Наряду с приглашенными артистами, активное участие в реализации проекта приняли местные исполнительские силы, прежде всего - коллективы консерватории. Это оркестры: симфонический (дирижер - доц. А. Гончаров), русских народных инструментов (х/р - проф. К. Хурдаян), хор (х/р - проф. Ю. Васильев); а также Муниципальный хор Таганрога «Лик» (х/р А. Логинов), камерный ансамбль «Каприччио» (рук. - проф. М. Черных), струнный квартет РГМТ «Бенефис», солисты филармонии, педагоги и студенты консерватории.

Помимо вечерних концертов в Большом зале филармонии и на Малой сцене музыкального театра, в консерватории проходили дневные встречи с композиторами и исполнителями. На них также звучала музыка, в основном, в записи. Благодаря фестивалю, библиотека и фонотека РГК пополнилась ценнейшими новыми материалами - партитурами, голосами, компакт-дисками.

Подавляющее большинство газет, откликнувшихся на фестиваль, отреагировали только на фигуру Юрия Башмета. Даже не столько концерт с участием музыканта привлек внимание журналистов, сколько его личность, некоторые факты биографии (кочующие из одной статьи в другую), приезд в Ростов отца артиста - Абрама Башмета, и даже меню, предложенное гостям на банкете. Ростовские газеты пестрели заголовками: «Этот фантастический Башмет», «Музыканты Башмета в Ростове потеряли деньги», «Башмет в Ростове встретил отца», «Народный альтист вернулся на родину», «Ростовская премьера Юрия Башмета».

Вот какие отклики появились в прессе: «В среду культурный Ростов дышал лишь одним событием - в филармонии давал концерт Юрий Башмет. В зале сидел и его отец, специально приехавший из Львова на выступление сына... Кстати, аншлаг был невероятный. Приставных стульев не хватало, а «стоячие» места продавали за 100 рублей» («Комсомольская правда-на-Дону»), «Концерт прошел на ура. После выступления сидящие в vip-зоне Гия Канчели и Абрам Башмет стоя аплодировали альтисту» («Жизнь»), «Концерт стал событием до того, как он состоялся... Публика была везде, где только это было возможно: в зале, на балконе, на сцене по обе стороны кулис и даже за хором»(«Академия»), Корреспондента «АИФ на Дону» особенно привлек ажиотаж после концерта, когда за автографом великого музыканта, а это - «скрипичный ключ в нотной строке» (о существовании альтового ключа известно далеко не всем) выстроилась целая очередь желающих, а самые стойкие ждали кумира, чтобы сфотографироваться, до полуночи.

Другие события фестиваля вызвали хотя и меньший резонанс, но тоже нашли свое отражение в средствах массовой информации.

«Значение фестиваля в музыкальной жизни города трудно переоценить. Наверное, хорошим признаком явилось то, что многие концерты были проведены силами коллективов консерватории. Для ростовских композиторов такой фестиваль - это возможность ощутить себя в контексте мировой музыки. У «Ростовских премьер» нет никакой «партийной» принадлежности: звучит музыка всех стилей и направлений: национально-почвенная, авангардная, западноевропейская, содержащая активные поиски и полный отказ от них» («Донская культура»).

Материал подготовила студентка Ростовской консерватории Оксана ТВЕРДОХЛЕБОВА под руководством проф. Александра СЕЛИЦКОГО