Приветствие участникам Всероссийского конкурса исполнителей на баяне, домре и гитаре

2012 г.

Дорогие друзья - участники конкурса и гости Ростовской консерватории!

В последние двадцать лет нас все более затягивает круговорот повсеместно проводимых музыкальных конкурсов. Результаты стихийного и массового конкурсного ажиотажа однозначно говорят об одном: лауреатов всех уровней становится все больше, а ярких, самобытных и просто квалифицированных музыкантов, в том числе, и в народно - инструментальном жанре, становится все меньше. Тем не менее, конкурсомания продолжается. Ежегодно, в самых неожиданных местах без наличия педагогической элиты и мало-мальски профессионально подготовленных участников возникают конкурсы-однодневки (однотуровые, реже - двухтуровые), так называемые «международные» состязания местечкового значения, с минимумом участников, конвейерно воспроизводящие лауреатов всех сортов, кроме высшего. Все более частными становятся конкурсы - фестивали, как бизнес - проекты, когда предприимчивая порода новых остапов бендеров, повсеместно задающая тон в нынешней России, прилипает и к музыкальной среде, умело выколачивая и накапливая неконтролируемые никем спонсорские средства (кто, к примеру, откажется от помощи детям, вспомните хрестоматийных «детей» лейтенанта Шмидта), осваивая их, прежде всего, в личных целях. Апофеозом анекдотичности, тупиковости и окончательной дискредитации конкурсов стал очередной международный конкурс, анонсированный аж в «Музыкальном обозрении» - и где бы вы думали? - в Урюпинске!!! Не за горами видится следующий шаг в сторону нарастающего абсурда: проведение межпланетного музыкального ристалища в самих Нью Васюках!

На разгул конкурсомании в России и вековое наше низкопоклонство перед западной статусностью живо откликнулась заграница. Сейчас, к примеру, нет ни одной итальянской деревушки, где бы не проводился плохонький международный конкурс, часто, с участием всех возможных возрастных категорий от почти младенцев до пенсионеров. Ведь подобное массовое «состязание» выгодно коммерчески: вам - гарантированное лауреатство в самой Италии (Испании, Финляндии и т.д.), нам (им) - хорошая прибыль от взносов участников. Выдача лауреатских дипломов поставлена на поток, за ними отправляются из России на туристических автобусах (кто победнее), на поездах и самолетах, и стар и млад. И если ты доехал в красивый, уютный европейский городишко или деревеньку, да еще и вышел на сцену, и к тому же сумел сыграть без остановки пару сочинений - зарубежный красивый диплом тебе гарантирован.

Наш Всероссийский конкурс исполнителей на баяне, домре и гитаре, надеюсь, будет находиться в редком ряду не дискредитированных конкурсов. Здесь участникам и их педагогам предстоят серьезные профессиональные испытания при максимальной объективности большого жюри, в которое включены не только известные в России музыканты-исполнители, но и преподаватели высших и средних музыкальных учреждений. Всероссийский конкурс исполнителей на балалайке, домре и гитаре в Ростовской государственной консерватории (академии) им. СВ. Рахманинова проводится без финансовой поддержки государственных и спонсорских структур. К сожалению, в нынешней России все жанры и виды искусства, олицетворяющие сложившиеся веками национальные традиции, реально не поддерживаются ни государством, ни чиновниками от культуры, ни телевидением и радио. Можно сказать, что отказ от поддержки народно - инструментального, народно - певческого и народно -танцевального искусства, народных промыслов, фольклорного движения - это и есть реалии нынешней государственной культурной политики, направленные на национальное обезличивание русской культуры. Желаю всем участникам конкурса верить в свое высокое предназначение, как музыкантов, играющих на национальных инструментах и востребованных в нашем современном обществе. Стремитесь к постоянному профессиональному совершенствованию. Только в этом случае вас заметит и оценит публика и страна.

А. С. Данилов