Министру культуры Ростовской области Иванову В. В. о создании в г.Ростове-на-Дону профессионального хора

2001 г.

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ИВАНОВУ В.В.

«О создании в г.Ростове-на-Дону профессионального хора»

Развитие хорового дела в Ростове-на-Дону за последнее десятилетие заметно активизировалось, что подтверждает высокое качество сводных хоров в концертах, посвященных выдающимся датам, многочисленных постановок шедевров мировой музыкальной культуры, сольных и фестивальных выступлений различных певческих коллективов. Среди них наиболее часто на афишах города упоминаются хор РГК им. Рахманинова, Донская хоровая капелла "Анастасия", синтез-хор "Певчие Тихого Дона", мужской хор Свято-Донского монастыря, детские коллективы - «Соловушко» школы им. Чайковского, хор лицея при РГК (все - лауреаты международных конкурсов).

Из постановок РГК последнего времени необходимо выделить высокую мессу "Магнификат» И. С. Баха, Немецкий реквием И. Брамса, Реквием А. Шнитке, кантату "Иоанн Дамаскин" С. Танеева, "Весну" и "Колокола" С. Рахманинова, Реквием Дж. Верди. Готовится исполнение "Илии" Ф. Мендельсона, "Трех русских песен" С.В.Рахманинова, "Москвы" П.Чайковского. Хор РГК под управлением заслуженного деятеля искусств РФ, профессора Васильева Ю. И. - творческий коллектив, способный в короткий срок достойно подготовить партитуру любой сложности и стилевой направленности.  Хотя функционально этот хор, прежде всего, учебный.

Для осуществления «Сотворения мира» И. Гайдна, Реквиема В.А. Моцарта 9-й симфонии Л. Бетховена, Реквиема Дж. Верди, Ростовская областная филармония обратилась к обладателю Гран-При Европы Донской хоровой капелле "Анастасия" под управлением профессора Тараканова С. А. Несмотря на статус любительского хора Капелла во всех постановках продемонстрировала высокий профессионализм. Необходимо отметить, что при обычном составе 35-40 человек, Капелла для исполнения вышеперечисленных сочинений вынуждена была либо приглашать певчих дополнительно до 65-70 человек, либо объединяться с хором РГК.

Подготовка сольных программ затруднена материальным необеспечением певчих, которые в поисках заработка вынуждены участвовать в нескольких коллективах, чьи творческие планы нередко пересекаются. Тем не менее, в программах ведущих хоров встречаются как премьеры российских (ростовских в том числе) композиторов, так и произведения, составляющие сокровищницу классического хорового исполнительства.

Из хоровых фестивалей, состоявшихся в Ростове в последние три-четыре года, стоит выделить форум «Христианство и мировая музыкальная культура» и фестиваль «Певчие третьего тысячелетия», получившие продолжение и заявившие о наметившейся традиции проведения подобных мероприятий. Проблема заключается в том, что ростовские фестивали и конкурсы не имеют резонанса в России и за рубежом, не освещаются сколько-нибудь подробно даже городскими СМИ.

Общеизвестно, что творческий рост любого хора тесно связан с обменом информацией, общением с музыкантами, представляющими различные культурные традиции. В этом смысле заслуживает внимания опыт консерватории. Для проведения фестивалей в Ростов приглашаются хоры, не только демонстрирующие высокий профессиональный уровень, но и заинтересованные в приглашении ростовских коллективов на фестивали в свои города. Результат - хор лицея при РГК (руководитель профессор Тараканов С. А.) дважды концертировал в Москве и Нижнем Новгороде, имеет приглашения из Владикавказа, Тольятти, Красноярска.

Достойно сожаления, что Ростовская консерватория, создающая все условия для развития своего учебного хора, выступившая учредителем Донской хоровой капеллы «Анастасия», максимально поддерживающая хор лицея, воспитавшая руководителей большинства ведущих коллективов города и давшая всем этим коллективам репетиционную базу, не имеет концертного зала. Его наличие, несомненно, способствовало бы дальнейшему развитию хорового дела на Дону. Решение проблем кроется в создании в Ростове профессионального хора.

Ректор РГК (академии) им.С.В.Рахманинова, профессор А.С.Данилов