Справка в комитет по культуре Государственной Думы РФ

2007 г.

Отменив плановость, как инструмент развития общества и экономики, наши либералы распространили этот запрет и на культурную жизнь страны: отменили плановую гастрольную деятельность Росконцерта, Госконцерта, а затем - и сами эти организации, обеспечивавшие равным доступом к музыкальному, театральному и другим видам искусства население России до самых окраин. Гастрольная жизнь в сфере академической, народной, хоровой, оперной, камерной музыки отмерла не столько по причинам дороговизны перелетов и неподъемности командировочных расходов артистов, сколько по целенаправленному умыслу «реформаторов»: задачи просветительства, культурного воспитания не входят в планы нынешних правителей. Поэтому мы видим и слышим не экранах TV и Радио, концертных площадках то, что одурманивает, примитивизирует человека, но не возвышает: Шуру, Тату, Лолит, смехачей и прочий отстой.

Иногда академическая артистическая элита наведывается в русские города за пределами Москвы и Санкт-Петербурга. В прошлом году в Ростове выступили Владимир Спиваков с собственным оркестром, в этом - Юрий Башмет со своим. Но на эти концерты не смогли попасть не только студенты консерватории, но и профессора, бюджетная интеллигенция, старые и молодые меломаны. Цены - заоблачные. Новая элита, посещающая подобные концерты азартно аплодирует в паузах между частями симфоний, сюит, а иногда и во время исполнений, жует конфеты, скучает, но, вынужденно демонстрирует себя друг другу. Это становится модно, наряду с посещениями мужского балета, Б.Моисеева, спектаклей Виктюка.

С другой стороны, коллективы и солисты, хранящие национальные певческие и музыкальные традиции России, «не в формате» телевидения и радио. Умирают невостребованные на собственной русской территории замечательные народные хоры: Омский, Оренбургский, Воронежский, Уральский, ансамбли «Донских казаков» и «Танца Сибири», и другие художественные коллективы, организованные советской властью для популяризации и сохранения национальных традиций.

Выкашивается из повседневного обихода хоровое академическое пение, несущее столетние традиции художественного и нравственного воспитания. В советский период на студенческих олимпиадах каждый российский университет был представлен смешанным хором, в большинстве общеобразовательных школ хоровое творчество было важным элементом воспитания детей. Сейчас это, в лучшем случае, брейк-данс, акробатический рок-н-ролл и прочие «достижения» американской псевдо-культуры. Если раньше артисты филармоний были частыми гостями в школе, то теперь об этом даже не помнят. Демонтируется, перепрофилируется сеть дворцов, домов культуры, сельских клубов, десятилетиями создаваемых советской властью, в которых была разветвленная система самодеятельности, кружков по жанрам и видам художественного творчества. В них часто выступали даже корифеи советского музыкального искусства, такие как Рихтер, Штоколов, тот же Ростропович, Образцова и многие другие. Не верьте, если записные оптимисты-лицемеры из «Единой России» и местных администраций будут уверять, что они сохранили инфраструктуру. Если и сохранились сами строения, то внутри, кроме игровых автоматов, ларьков и американской киношки ничего почти не осталось. У нищего, заброшенного народа, осталась одна форма досуга: пьянство, поощряемое свыше, и одурманивающее телевидение. В больших залах страны, зачастую контролируемых деятелями, обслуживающими псевдокультурные интересы новых русских, почти не звучит русская песня, до сих пор популярная во всем мире, кроме России. Повсеместно негласно отменена замечательная песенная лирика советских времен, наполнявшая сердца и души людей светлыми, человеческими - не животными чувствами. Недавно на телеканале «Культура» известный певец Александр Градский в беседе с журналистом-редактором Третьяковым, говоря о тотальной заполненности теле- и радиоэфира примитивным песенным суррогатом из трех-четырех звуков (входящий в пресловутый «формат» Эрнстов и других деятелей TV), несколько раз заговорщески повторил фразу о том, что «кому-то» просто необходимо формировать отупленную, физиологически рефлексирующую, примитивную в культурных запросах молодежную массу. Симптоматично, что об этом запоздало начинают говорить те, кто крушил и поливал грязью все советское прошлое.

Занимаясь формотворчеством, выстраивая «вертикали» и «горизонтали» власти, администрация президента вольно или невольно дестабилизирует налаженные, работавшие ранее функции управления российской культурой. Разделение Министерства культуры и массовых коммуникаций и Федерального агентства по культуре и кинематографии - типичный пример запланированного тромбоза единой управленческой функции. Министерство культуры не может и не сможет осуществить нормотворчество, стратегию развития отрасли без влияния на подведомственные учреждения, их кадры, не осуществляя их финансовое обеспечение. Все это теперь находится в распоряжении Роскультуры (ФАККа). А М.Швыдкому это и надо. На всех совещаниях, в печати, выступлениях, он постоянно декларирует либеральный тезис о том, что его ведомство лишь оказывает услуги населению (культура, искусство и его представители - товар). Пускай, мол, А.Соколов (министр) формирует культурные запросы, вкусы, готовит проекты «дальнейшего укрепления» российской культуры, а я (Швыдкой) - не стратег, не государственная личность, ответственная за состояние культуры, я - торговец культурным товаром.

Приоритеты в финансировании подведомственных учреждений у Михаила Ефимовича выборочные. Везет больше киношникам и приближенным столичным театрам. Цель подобного выбора ясна. Благополучно финансируемый кинематограф несет сейчас основную пропагандистскую нагрузку по очернению советского прошлого, даже самого светлого - выигранной  нами  самой тяжелой  войны, русской созидательной истории, одурманивая молодежь криминально-тюремным бытописанием, смакованием садизма и морального уродства.

В отраслевом художественном образовании поощряется неуклонный процесс размывания его высочайшего качества. Если в советское время на всю страну достаточно было 13-15 консерваторий, готовивших лучших в мире музыкантов и композиторов, то сейчас, при все большей невостребованности музыкантов и резкого упадка социального престижа профессии, их «штампуют» около 80 вузов, бездумно увеличивая потоки «модных» специальностей (менеджеров, эстрадных вокалистов) и все более увеличивая долю платного обучения. А приятый «Единой Россией» закон об автономных учреждениях уже с 2008 года затягивает петлю на художественном образовании. Насильственная автономизация (уже регулярно проводятся семинары по разъяснению «радужных» перспектив для гос. учреждении и их руководителей) может привести художественное образование России к ситуации XIX века, когда останутся лишь две столичных консерватории и пара театральных вузов.

Ректор Ростовской государственной консерватории (академии) им. С.В.Рахманинова,
профессор Данилов А.С.