Выступление на 30-летии консерватории

Большой зал филармонии, 1997 г.

ДОРОГИЕ ДРУЗЬЯ, КОЛЛЕГИ, ТОВАРИЩИ!
УВАЖАЕМЫЕ ДАМЫ И ГОСПОДА!

30 лет назад в г. Ростове-на-Дону было основано высшее музыкальное учебное заведение - Ростовский государственный музыкально-педагогический институт, преобразованный пять лет назад в Ростовскую государственную консерваторию с присвоением ей имени великого русского музыканта С.В.Рахманинова. Мы рады приветствовать в этом зале, ставшем для консерватории вторым домом, всех Вас, пожелавших разделить с нашим коллективом эту этапную дату.

Пытаясь объективно оценить прошедшие 30 летие ВУЗа с позиций его исторического возраста невольно думаешь - что же это за возраст? На каком этапе мы находимся? Этап ли это талантливого детства, юности или уже наступившая пора взросления, зрелых творческих устремлений и достижения их результатов? Надеюсь, каждый сидящий в зале, знающий Ростовскую консерваторию по ее различным творческим проявлениям в городе, регионе, России найдет свою личную оценку прожитого нашим ВУЗом 30-летия. Но мне, с определенной долей уверенности, можно попытаться охарактеризовать и оценить общие тенденции его развития, динамики, ревниво сравнивая, как патриоту ВУЗа и города, некоторые цифры и творческие факты и достижения с более солидными по возрасту консерваториями. Перечислю, хотя бы то, что лежит на поверхности.

В 90-е годы педагогический коллектив Ростовской консерватории совершил своеобразный спринтерский рывок в показателе, давившем нас предыдущие два десятилетия неким комплексом неполноценности. С привычного для периферийных ВУЗов низкого уровня так называемого научного потенциала в те годы (чуть более 20%) мы сейчас стремительно приближаемся к 80%. Буквально на днях, только на кафедре истории музыки, защищены уже 3 докторские диссертации и появилась целая группа новых профессоров и доцентов. По их количеству на профилирующих кафедрах Ростовская консерватория сейчас в числе четырех-пяти лучших консерваторий России, включая Московскую, Петербургскую, РАМ им. Гнесиных.

Признанием определенных достижений консерватории в музыкальной науке и педагогике явилось открытие у нас третьего в России, после Москвы и С.-Петербурга, диссертационного совета в 1993 году.

В 90-е годы Ростовская консерватория выходит в лидеры не столичных консерваторий по объемам издаваемых научно-методических работ. В самые трудные времена, в том числе и в этом году, мы изыскиваем собственные внебюджетные средства для новых публикаций, как в Ростове, так и в Москве. Только в Ростовской консерватории в 90-е, регулярно, раз в два года, проводятся крупные международные научно-теоретические конференции посвященные проблемами музыкознания и музыкальной педагогики. Широкая проблематика докладов, участие в них известных ученых, музыкантов из разных стран СНГ и Европы создают ВУЗу высокий научный авторитет. В эти же 90-е годы Ростовская гос. консерватория начинает осуществлять послевузовскую подготовку кадров для научно-исследовательских и культурно-просветительных учреждений России, открыв аспирантуру. Избранные музыканты-исполнители повышают свое профессиональное мастерство в ассистентуре-стажировке - специфической форме послевузовской подготовки музыкантов.

В последние пять лет в структуре консерватории появился Центр повышения квалификации для преподавателей музыкальных учебных заведений, лицей 11-летка для особо одаренных детей с бюджетным и внебюджетным финансированием. Наши лицеисты уже сейчас побеждают в самых престижных международных и всероссийских конкурсах, тесня кое-где талантливых столичных ровесников.

Показателен для ощущения динамики творческого роста консерватории и следующий факт: две-трети всех лауреатских званий на исполнительских конкурсах было завоевано нашими студентами именно в 90-е годы. В это же время, в отсутствие оперной студии, собственной сцены и зала консерватория, при финансовой и моральной поддержке Департамента культуры, ежегодно осуществляет полные постановки оперных спектаклей: «Кармен», «Чио-чио-сан», «Царская невеста», «Евгений Онегин», «Риголетто», «Севильский цирюльник». В этом году мы всех вас приглашаем на одноактные оперы «Алеко» и «Иоланта».

Несколько слов о консерватории и городе, или о Ростове, как о консерваторском городе. Можно смело говорить, что за 30 лет функционировании ВУЗа, музыкальный и культурный облик Ростова изменился и вырос на несколько порядков, прежде всего, за счет высокого профессионализма подготовленных в консерватории кадров музыкантов, музыковедов, преподавателей работающих в музыкальной, учебной, культурно-просветительной сфере. Консерватория - это по сути вторая филармония, украшающая концертную палитру города, дополняющая жанровым разнообразием его музыкальную жизнь. Помимо регулярных выступлений симфонического и камерного оркестров, только консерватория может осуществить проекты исполнения кантатно-ораториального жанра. Только в этом году, в рамках подготовленных консерваторией музыкальных фестивалей, посвященных юбилеям Шостаковича и Шуберта, были впервые исполнены в Ростове оратория «Казнь Степана Разина» и месса ми-бемоль мажор Шуберта с хором, симфоническим оркестром и солистами консерватории. Ежегодно в Ростове впервые звучали «Колокола», «Весна» Рахманинова, «Магнификат» Баха, «Иоанн Дамаскин» Танеева и многие другие крупнейшие, шедевры оркестрово-хоровой музыки. Мы неповторимо дополняем музыкальную жизнь города камерно-инструментальной музыкой всех возможных ансамблевых сочетаний. На протяжении всего года в городе звучит оркестр народных инструментов и ансамбли, которыми руководят наши выпускники; помимо факультетского хора в концертной жизни города принимают постоянное участие капелла «Анастасия», синтез-хор «Певчие Тихого Дона», духовой оркестр, Биг-бенд. Эту интересную и разнообразную концертную деятельность консерватории можно было бы продуцировать гораздо в большем объеме, если бы мы имели концертный зал. Ростов, как консерваторский, крупный музыкальный центр уже давно достоин театра оперы и балета, органного зала. Мне, как ростовчанину, обидно, что в Краснодаре, который не располагает таким крупным потенциалом кадровых и культурных возможностей, как Ростов, эти вопросы уже решены. Надеемся, что руководство области и города, как бы не было трудно, сделает всё, чтобы помочь Ростову укрепить позиции южной музыкальной и культурной столицы России. Кстати, для установки органа есть и прекрасное место и соответствующее здание - муниципальный джазовый центр имени профессора Ростовской консерватории Кима Аведиковича Назаретова.

И несколько слов о Ростовской консерватории, как Российском ВУЗе. Наши выпускники (их около 3-х тысяч) сейчас работают в большинстве областей и городов России. Солисты Большого, Мариинского, Малого, Киевского, Новосибирского, Харьковского, Саратовского, Днепропетровского, Краснояр-кого и других оперных театров, солисты и артисты Москонцерта, московских и зарубежных симфонических и камерных оркестров, концертмейстеры и солисты других ведущих Российских коллективов, преподаватели музыкальных учебных заведений, профессора и доценты многих консерваторий. Если сегодня отбросить в сторону необходимый для движения вперед здоровый скептицизм и естественную для нас критичность, ростовчане вправе гордиться своим музыкальным ВУЗом и его огромным творческим потенциалом. Как консерватория молодая, мы не обременены успокаивающим грузом былой славы; славу и авторитет своему ВУЗу коллектив создает сейчас, год за годом. У нас нет концертного зала, оперной студии, качественных музыкальных инструментов, нормальной звукопроигрывающей техники, транспорта для проведения концертных поездок и т.д., и т.п. У нас не было и нет богатых спонсоров - им пока чуждо высокое академическое музыкальное искусство. Но мы не сетуем. Мы обладаем главным: преданностью избранной профессии, высоким профессионализмом и чувством собственного профессионального достоинства. И еще. Преподаватели и студенты консерватории обладают стойким духом и редким терпением. Хочу за это всем им низко поклониться.

Да здравствует Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова, да здравствуют ее студенты, преподаватели и сотрудники!

А. Данилов