Выступление на первых альтернативных выборах ректора в 1988 году

Уважаемые товарищи!

Скажу откровенно, что если бы у меня было свободное время в последние дни для составления программы, я бы не стал этого делать по всем тем известным параметрам, которые определяют степень жизнеспособности института. Это невозможно в рамках отведенного времени и выглядело бы повторением того, что я неоднократно говорил на различных совещаниях, собраниях в качестве проректора.

С другой стороны, считаю, что любой подготовленный человек, используя нынешний превосходный печатный материал по проблемам высшей школы, в том числе и музыкального образования, способен формально выстроить самостоятельную концепцию развития ВУЗа. Убежден, что не платформа или программа нужных действий, полагаемых правильными не сегодня, должны служить мерилом для определения возможностей кандидатов на административную работу, особенно в коллективе, где их хорошо знают. Поэтому я довольно скептически отношусь к программам. Возможно потому, что в нашем институте стала характерной для всех уровней привычка много и даже страстно говорить о проблемах, генерировать какие-то идеи, а потом быстро забывать о них, мало делая хоть что-то для их реализации. Эта тяга к театральности, а точнее - к демагогии - соответствует всему тому, что происходит в стране в последние годы и сейчас, в период перестройки. В этой связи у меня есть конкретное предложение к коллективу: если мне придется руководить институтом, то давайте установим определенную преграду для ректора-говоруна, не позволяющую ему отрывать свои слова от дела, а высказанные собственные намерения и поручения коллектива - от их реализации. Предлагаю на ежегодном производственном совещании профессорско-преподавательского состава и концертмейстеров в сентябре месяце открытым голосованием оценивать работу ректората за год. Если одна треть присутствующих выразит негативное отношение к работе администрации - ректор подает в отставку. Считаю такое предложение крайне необходимым не для себя, а, прежде всего, для дела, поскольку срок возможного проявления некомпетентности руководителя будет ограничиваться только годом, а не тремя-пятью, необходимыми, как правило, для вызревания решения о его снятии. Подобная ежегодная процедура, но тайным голосованием, необходима и на Ученом Совете в конце учебного года.

Если сегодня меня изберут, а потом еще и утвердят, то на ближайшем Ученом Совете я изложу свою программу более детально, и после обсуждения и совместного голосования мы наметим план действий на следующий год и на перспективу. Сегодня же мне хотелось бы без преждевременных притязаний на право единоличного определения путей развития ВУЗа, поделиться соображениями, связанными, в первую очередь, с теми проблемами, без решения которых невозможно, на мой взгляд, ни качественное развитие ВУЗа, ни его движение вперед.

Прежде всего, остановлюсь на проблеме совершенствования кадрового состава преподавателей, затем на улучшении качества преподавания, организации управления и контроля, совершенствовании профессиональной подготовки наших студентов, включая необходимость модернизации структуры обучения, на развитии материальной базы института. Все эти вопросы тесно взаимосвязаны. Поэтому считаю, нет необходимости в их дифференциации.

Итак, кадры преподавателей института. В своем большинстве это квалифицированные специалисты, способные на современном уровне решать задачи подготовки высокопрофессиональных музыкантов. К сожалению, мы только в 80-е годы, и то под влиянием различных комиссий и КРУ, начали осознавать себя как научно-педагогические кадры, то есть кадры специфичной вузовской категории, которая ко многому обязывает. Повышение требований бывшего Минвуза СССР и МК РСФСР к показателям остепененности и наличию ученых званий, в том числе и в музыкальных ВУЗах, заставили зашевелиться, обеспокоиться лишь небольшую часть нашего педагогического состава. И вина в этом не столько преподавателей кафедр, сколько администрации, включая и заведующих кафедрами.

В институте еще не было случая, чтобы заинтересованность в улучшении кадрового состава выразилась бы в принципиальной оценке работы недостаточно квалифицированного педагога, по крайней мере, заведующим кафедрой, и такой же принципиальной оценке вузовского работника при прохождении по конкурсу на Ученом Совете. В институте преуспевает псевдо-альтруизм, псевдо-гуманизм за государственный счет и за более дорогой счет -недоученности наших студентов, их профессиональной неполноценности, процветает негласная солидарность с теми педагогами, которые могли бы успешно работать в любом другом месте, но не в музыкальном ВУЗе. И главная беда для нас не столько в низком научном показателе качества педагогического состава, сколько в том, что по уровню исполнительского, педагогического опыта, эрудиции, интеллекта и культуры часть наших преподавателей не отвечает вузовским требованиям.

Хорошо известно, что на исполнительских кафедрах спокойно годами работают некоторые преподаватели, посредственно проявившие себя как специалисты еще во время учебы в нашем ВУЗе или в других учебных заведения. Более того, и в годы педагогической работы они регулярно подтверждают свою посредственность, а точнее - не соответствие месту работы: или никогда не выходя на сцену, или делая это вынужденно. В институте в ходу удобная легенда о том, что педагогика - это одно дело, а исполнительство - другое. Возможно, но только не в ВУЗе. Для музыковеда или преподавателя общенаучных дисциплин кандидатская диссертация является первым условием, допуском к педагогической работе в ВУЗе, а для исполнителя-педагога допуском должен быть яркий исполнительский опыт в прошлом и настоящем, свидетельствующий не только о причастности к музыке и достижению определенных ее высот, но и о любви к ней. В нашем деле это главный показатель соответствия профессии, избранному делу. Поэтому заявляю: при всем уважении почти ко всем преподавателям, при внутреннем сочувствии каждому, как к музыканту, в качестве ректора приложу максимум усилий, чтобы при конкурсных избраниях к каждому были предъявлены необходимые требования, чтобы не прошла ни одна кандидатура, не доказавшая своего соответствия профессиональным, вузовским требования по четырем основным показателям: качество, результаты педагогической работы; качество и интенсивность исполнительской деятельности; качество научно-методической работы; уровень нравственности и культуры, соответствующий ВУЗу искусства.

С другой стороны, с помощью заведующих кафедрами и проректора по науке, ректор обязан взять под личный контроль работу, дела каждого преподавателя, имеющего ближайшую или чуть отдаленную, но реальную перспективу выхода на присвоение ученой степени или звания. Таких преподавателей у нас достаточно много: это О. Барсов, С. Арабкерцева, И. Бендицкий, Р. Скороходова, В. Дайч, Н. Симонова, С. Осипенко, Е. Сурин – на кафедре спец. фортепиано; В. Денежкин, С. Сахарова, А. Рукин, Е.Петриченко - на кафедре камерного ансамбля; все три старших преподавателя кафедры струнных инструментов; зав. кафедрой духовых инструментов Ю. И. Шишкин; А. Д.Сахаров, В. И. Шишин, Г. М. Семенова, К. Д. Хурдаян, О. В. Зубченко - на кафедре народных инструментов, Б. Ф. Мазун и А.П. Беляева - на кафедре сольного пения, Ю. И. Васильев - на кафедре хорового дирижирования, Т. Франтова, И. Дабаева, A. Крылова - к присвоению доцентуры, Н. Диденко, Э. Стручалина, И. Шабунова, Уринсон, B. Коваленко, Т. Юрасова - завершение и защита диссертаций на кафедре теории музыки; Т. Рудиченко, Н. Мещерякова, Н. Бекетова - защита диссертаций на кафедре истории музыки; М. Галичаев и Е. Михайлов, как кандидаты к присвоению доцентских званий.

Ректору, как руководителю творческого коллектива, совместно с общественными организациями необходимо использовать все возможности для выдвижения ярких педагогов-исполнителей на почетные звания, что позволит одновременно решать и вопросы повышения научного потенциала института. При всех сложностях жилищной проблемы, особенно проявившихся на примерах приглашенных преподавателей, считаю, что предыдущими руководителями, за исключением периода формирования института, была проявлена пассивность в приглашении авторитетных педагогов на кафедры института из других городов, зачастую не без молчаливого участия заведующих кафедрами. Как итог, на большинстве исполнительских кафедр отсутствует равноценный резерв, и то, что сейчас некоторым старожилам можно чувствовать себя спокойно даже в случаях откровенной и многолетней бездеятельности, является и их «заслугой».

Возможность обновления, улучшения кадрового состава преподавателей путем приглашения высококвалифицированных специалистов для участия в конкурсах из других городов ректору необходимо использовать в сложившихся условиях в первую очередь. В то же время нужно отметить, что институт подготовил для себя из числа бывших выпускников целую плеяду квалифицированных преподавателей, которые могли бы работать с успехом и в любых других ВУЗах страны. Это кандидаты наук, доценты А. Цукер, А. Селицкий, Е. Шевляков, И. Дабаева, А. Крылова, Е. Михайлов, и.о. профессора А. Кусяков, доценты В.Ходош и Э.Ходош, лауреаты международных конкурсов Шишин, Заикин, лауреаты всесоюзных конкурсов Вольпов, Айзенберг, Гнездилов, преподаватели-исполнители Волынская, Антоненко, Жиров и некоторые другие. Естественно, если будет возникать потребность в кадрах педагогов на той или иной кафедре и сопутствующая возможность выбора кандидатур из числа лучших наших выпускников, то эта возможность должна быть использована.

Товарищи, происходящие перемены в нашей жизни и в высшей школе привлекательны, прежде всего, осознанием взаимной требовательности друг к другу. Мы все почувствовали опасность деградации и поэтому справедливо критикуем друг друга, однако, конструктивность критики, направленная на позитивные изменения в качестве нашего труда, пока только обозначается.

По уровню организации управления учебным процессом, контроля качества работы педагогов, по темпам принятия необходимых решений и мер, мы значительно отстаем от обычных вузовских стандартов. В нашей внутриинститутской перестройке я вижу, прежде всего, задачу поднятия уровня профессионализма и компетентности преподавателей и должностных лиц, организации их работы соответствующей нормативной вузовской отметки. Это особенно важно сейчас, когда наступает пора интенсивного обучения студентов, когда не количество приема и выпуска важно для профессии, а высокое качество. Для этой цели нужны только отборные кадры педагогов. Ставя такую задачу перед собой, необходимо иметь отработанную систему оценок деятельности каждого преподавателя. Только с ее помощью можно определить лучшего и худшего работника. В институте такой системы практически нет. Например, на Ученых Советах при переизбраниях много раз возникали принципиальные разговоры о соответствии той или иной кандидатуры требованиям ВУЗа. В этой ситуации зачастую приходилось ретироваться, так как выяснялось, что зав. кафедрой на занятиях преподавателя никогда не бывал, декан - тем более, а уж проректор - подавно. Насколько мне известно, так может сложиться и на ближайших Советах, на которых должны переизбираться девять зав. кафедрами и 20 преподавателей. Годами многие зав. кафедрами не посещают занятия педагогов, годами педагоги работают изолированно друг от друга, не обмениваясь опытом. А ведь у нас есть опытнейшие преподаватели, у которых можно было бы многое перенять. Мы теряем ценную возможность взаимообогащения, эффективного повышения квалификации внутри ВУЗА. Закоренелая изолированность педагогов не способствует повышению чувства профессиональной ответственности друг перед другом, зачастую нивелирует эту ответственность перед студентом. Отсюда и вынужденная уравниловка лучших и худших, нездоровый психологический климат, переход студентов от одного педагога к другому. Считаю одной из первостепенных своих задач, как ректора, сломать уж в этом полугодии сложившуюся изолированность классной работы.

В целях повышения квалификации преподавателей предлагаю ежегодно, в период студенческих каникул, проводить недельную учебу педагогов по программе, рассчитанной на 3 или 5 лет, с чтением лекций и проведением семинаров, с приглашением крупных специалистов не только по профилю, но и психологии, педагогике, общественным наукам, юриспруденции.

Считаю, что реализация этого предложения будет способствовать созданию эффективной системы повышения квалификации.

Серьезной проблемой в институте остается уровень культуры педагогов. Не углубляясь в детализацию, выскажу собственную оценку состояния культуры и этики преподавателей и концертмейстеров. Оценка эта в целом тревожная. Всем известно, что высокая профессиональная квалификация преподавателя невозможна без соответствующего высокого культурного уровня. Периферийность ВУЗа, особенно музыкального, как синоним третьесортности, я бы определял не наличием, в первую очередь, ученых званий и степеней, а уровнем культуры педагогического состава. Чтобы убедиться в этом, не обязательно устраивать коллоквиум для каждого педагога. Внешние проявления бескультурья - эдакая «домашность» в коридорах, классах, во время общения, хождение в верхней одежде, шапках, демонстративное курение, в том числе и женщин, сумки, авоськи, неопрятный вид, динамика интонаций в разговорах, фамильярность, часто граничащая с вульгарностью в общении со студентами и т.д. Я уже не говорю, о случаях оскорблений и унижений студентов. У некоторых преподавателей это превратилось в правило общения с ними. Не более интеллигентный уровень взаимоотношений наблюдается и на заседаниях отдельных кафедр. Если учесть, что к этим внешним проявлениям культуры педагогов всегда приковано внимание студентов, то выводы о воспитательном воздействии преподавателей на студентов напрашиваются однозначные. В ухудшившейся в последние годы морально-психологической обстановке в институте это прежде всего отрицательно сказывается на подготовке и воспитании студентов. Поэтому ректору особенно важно поднять требовательность по этим критериям к преподавателям и руководителям при прохождении по конкурсу, при проведении аттестации, так как эти параметры являются составляющими высокой квалификации вузовского работника.

Считаю, что роль, прежде всего, профсоюзной организации в решении упомянутых проблем недостаточно активна. Это положение надо менять. В качестве ректора, постараюсь не оставить без внимания ни один случай проявления неэтичности, аморальности, бескультурья. Все они будут квалифицироваться, как несоответствие занимаемой должности. Уверен, что интерес у нас здесь общий.

Следующая проблема - организация управления, контроля и персональной ответственности за выполнением должностных обязанностей.
У меня уже давно возникло ощущение, а в последние годы и уверенность, что мы постоянно работаем в обстановке административного хаоса. Не столько мы управляем учебным процессом, сколько он нами. Необходимо признать, что отлаженной механики управления в институте не существует. Возьму на себя смелость заявить, что ее и не было за все 20 лет истории института, за исключением первого года организации ВУЗа - тех положительных традиций, которые могли бы чему-то учить, можно было бы развивать.

Но не бывает худа без добра. Накопленный, преимущественно, отрицательный опыт управления побуждает к поиску более рациональной и эффективной организации работы всего административно-управленческого состава. К сожалению, мне не удалось пока изучить хоть какие-то работы по организации управления. Считаю это большим своим недостатком и, в случае необходимости, устраню его. Но на основе некоторого собственного опыта, убежден, что эффективность управления в нашем институте зависит, прежде всего, от организации четкого выполнения должностных обязанностей, от эффективности системы контроля, пока не налаженной у нас. Необходимо, наконец, установить принципиальную требовательность ко всем без исключения в равной степени. Не может считаться нормальным такое положение, когда к одному зав. кафедрой предъявляются все необходимые требования и спрос, а к другому -никаких, потому что он - профессор, ведущий педагог и т.д. Мы как-то забываем, что авторитеты задают тон не только своей деятельностью, но и бездеятельностью, а это ведет к понижению активности других зав. кафедрами, амортизации требовательности со стороны деканов. И что не менее ущербно, бездеятельность, невыполнение всеми без исключения должностных обязанностей ведет к цепной реакции смешивания функций различных работников: проректор по учебной работе вынужден в авральном порядке совмещать обязанности и деканов, и заведующих, деканы - зав. кафедрами, административно-хозяйственного персонала, коменданта, дворника, ну а некоторые зав. кафедрами сознательно тяготеют к такому смешиванию, а иногда - к полному переключению на функции рядового педагога, приходя на работу, когда выпадает такая возможность два-три раза в неделю, да и то ближе к вечеру.

Поэтому и преобладает в нашей работе авральность, текучка, и в этом барахтанье, отнимающем не только весь рабочий день, но, как правило, и вечер, мы оказываемся в роли статистов. В результате в институте сложилась ситуация, при которой администрация работает сама по себе, а учебный процесс - сам по себе. Ректор, проректоры, деканы, зав. кафедрами не задают необходимого тона в работе и, зачастую, слабо влияют на нее. Отсюда ясно, что необходимо в срочном порядке соединить работающие и бездействующие детали механизма управления института в единое целое. Понятно, что это обязанность руководителя.

Что я намерен для этого сделать:
• повысить контроль над выполнениями решений Ученого Совета, Ректората;
• обеспечить четкую работу учебной части;
• обучать студентов самоуправлению;
• установить вне личного расписания приемные дни и часы; один день - общий для проведения совещаний и планерок, один раз в месяц; в эти же часы - планерка проректора по учебной работе и научной работе;
• повысить роль и эффективность планерок;
• активизировать, конкретизировать роль общественных организаций в решении проблем института;
• повысить роль и эффективность различных заседаний; приказом установить графики еженедельных ректорских планерок последовательно со всеми подразделениями: с административно-хозяйственным составом, бухгалтерией, отделом кадров, проректорами и деканами, зав. учебной частью, старшим лаборантом;
• заведующим кафедрами установить приемные дни и часы вне личного расписания в первой и второй половинах недели. В один из этих дней установить единое время как возможность для проведения оперативных совещаний или планерок при проректорах;
• деканам определить постоянное время и дни рабочих встреч с заведующими кафедрами с учетом возможности присутствия в необходимых случаях проректоров, ректора и других должностных лиц;
• установленные графики размножить и иметь на всех участках работы для возможности оперативного согласования, решения возникающих производственных проблем, для осуществления регулярного контроля и поручения заданий;
• для усиления систематического контроля над учебным процессом ректору предстоит лично, хотя бы в течение года еженедельно курировать выполнение графиков контрольных посещений занятий: зав. кафедрами, деканами, проректорами, суммируя их разностороннюю оценочную информацию о качестве работы педагогов, наряду с другими возможностями, в том числе и на основе личных контрольных посещений занятий.

Общие недостатки в работе Совета и ректората видятся в следующем: - многие важные вопросы готовятся к заседаниям без предварительного согласования со всеми членами без учета их мнений, часто по чисто техническим причинам - отсутствию напечатанных тезисов или проектов решений, а иногда из-за плохой исполнительской дисциплины: докладчик заканчивает подготовку за пять минут до начала заседания.

На этой почве во время обсуждений возникают дополнительные вопросы, длинные споры по несущественным деталям и естественные отклонения от главного. Подобная тактика подготовки и проведения вырастает в стратегию неэффективности рассмотрения и вынесения решений. На мой взгляд, необходимо внедрить постоянную практику коллективных поручений по подготовке рассматриваемых вопросов, проводя тщательную работу по согласованию и учету всех предварительных предложений. Особенно это важно сейчас, когда в состав Ученого Совета избраны студенты, которых необходимо и учить положительному опыту, и заинтересовать обсуждаемыми проблемами, и учитывать их мнение и предложения в своих решениях.

Далее. Решение Совета и Ректората, в основном, быстро забываются, даже в тех случаях, когда они долговременны и обязывают к исполнению конкретных лиц или конкретные кафедры или службы. Поэтому, зачастую результаты рассмотрения вопросов на Совете и ректорате нулевые. В этих случаях происходит известная симуляция деятельности, к которой мы уже привыкли. Причина невыполнения даже продуманных, нужных решений, в том же пресловутом отсутствии контроля, в отсутствии чувства ответственности. Сообразуется ли такое положение в управлении ВУЗом с необходимостью улучшения его работы? На этот риторический вопрос будущий ректор уже должен отвечать не сегодняшней программой, а завтрашними действиями.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ И ЕЕ СТРУКТУРЫ.
Позвольте не повторяться с определением задач, поставленных в документах партии и правительства по Высшей школе, в приказах бывшего Минвуза СССР. Об этом мы говорили неоднократно и принимали решения.

Затрону специфичные проблемы подготовки музыкантов высшего профиля.
Это проблема упадка социального престижа профессии, социального смысла деятельности и нашей, и студенческой. Концентрация специалистов в крупных центрах и недостаток в районе и на селе. Перепроизводство посредственных музыкантов и недостаток хороших, особенно на периферии, частое несоответствие учебных программ, и, в связи с этим, профессиональной оснащенности выпускников характеру, направленности будущей работы, явный недостаток высокого уровня специализации и широты общего образования, разрыв в качестве специальной и музыкально-теоретической подготовки и многое другое, расходящееся кругами от этих проблем.

Мои предложения по структуре обучения.
Институт должен иметь, как многие другие консерватории, музыкальную школу 11 -летку для возможности отбора и подготовки в своем регионе наиболее талантливых детей и доведения их до высокого профессионального уровня с целью продолжения обучения в нашем ВУЗе. Уверен, что в этом случае у нас будут лауреаты и пианисты, и скрипачи, и духовики.
Хочу затронуть и довольно острый вопрос о структурных изменениях внутри ВУЗа, возникших два года назад. По решению бюро Обкома при институте было открыто отделение культпросвет работы. Жаль, конечно, что ни Ученому Совету, ни членам ректората не объяснили необходимость такого решения. В институте на две тысячи учебных часов, без учета ОКПР, не хватает учебных аудиторий - ведь 6 лет назад мы открыли еще и эстрадно-джазовое отделение, вынужденное заниматься в общежитии. В решении бюро по открытию отделения прямо говориться о сокращении наборов в культпросветучилище и предоставлении его учебной базы для проведения занятий на ОКПР. Однако на сегодняшний день ничего не сделано, поэтому набор на дневное отделение культпросветработы в этом году выглядит проблематичным: очникам учиться негде и преподавать им некому, потому что в Ростове почти нет нужных специалистов. Пригласить срочно мы их не можем, так как жилье предоставляется на условиях долевого участия в строительстве, а эта перспектива 90-го, 91-го года. Но и набор 25 человек на заочное отделение не облегчает эту проблему. Я хотел бы воспользоваться случаем и попросить все заинтересованные стороны вместе с ректоратом окончательно определиться в этой проблеме. Хочу высказать свою позицию и по появившимся в последнее время предложениям о перепрофилировании части исполнительских кафедр на программы музыкальных специальностей клубных отделений институтов культуры. Считаю эти предложения вредными и не отвечающими государственным интересам. Библиотечное отделение, режиссура, хореография, отделение культпросветработы - вот профиль специальностей культуры. Только при условии создания материальной базы мы готовы развивать это отделение.

Мы хотим войти с предложениями в Главк МК РСФСР о частичном изменении структуры обучения специализирующихся с 3-го курса и присвоении им соответствующих квалификаций, а также просить о возможном юридическом закреплении за институтом права на изучение потребности в кадрах по региону. В этом случае, легче было бы осуществлять целевую подготовку специалистов и для музучилищ, и для музыкальных школ региона. Нужно сказать, что мы недостаточно сотрудничаем с Областным управлением культуры по распределению наших выпускников. В связи с этим, прошу управление культуры учитывать, что специалисту с дипломом о высшем образовании справедливее предлагать более предпочтительные места распределения с точки зрения жилья и расположения района, чем выпускнику училища.

Ректорат готов решать проблему распределения выпускников и в районы и на село, потому что мы сами в первую очередь в этом заинтересованы - ведь обучающиеся музыке на селе дети практически не попадают на орбиту высшего музыкального образования из-за невысокой квалификации педагогов этих школ.

Мы готовы заниматься ориентацией 5-курсников на распределение в районы области, если в сентябре нам будут представлять заявки с предпочтительными для наших выпускников условиями работы и жилья. Мы достаточно давно и много обсуждаем в коллективе вопросы, связанные с необходимостью перестройки учебного процесса на кафедрах. Несмотря на общую тенденцию к инертности и ожиданию «дальнейших указаний» на некоторых кафедрах происходят позитивные изменения.

В качестве напоминания о возможных негативных перспективах института процитирую одну формулировку, предложенную на пленуме: «при необходимости преобразовывать слабые в кадровом и материально-техническом отношении ВУЗы в филиалы ведущих институтов». Более сильного стимула для совершенствования работы нет. В продолжение своего доклада на прошлом Ученом Совете о необходимости перестройки педагогической подготовки студентов скажу, что без организации кафедры педагогики и методики, мы не сможем успешно ее осуществлять и радикально что-то менять в улучшении качества педагогической практики.

В целях стимуляции качества педагогической работы и профессиональной подготовки студентов, а также готовности к проведению предстоящей аттестации ВУЗа, мною было предложено на прошлом Ученом Совете проведение регулярных выборочных прослушиваний студентов исполнительских факультетов комиссиями в составе преподавателей и администрации разных кафедр, без включения в них преподавателей прослушиваемых кафедр. Мы провели уже два прослушивания студентов 2-х курсов духового и вокального отделений. В результате, из восьми вокалистов, комиссия признала не соответствующими требованиям ВУЗа трех студентов, из девяти духовиков - четверых. И для студентов, и для педагогов появился серьезных повод для раздумий и принятия экстренных мер. Эту практику мы будем продолжать теперь постоянно, с обсуждением результатов на ректорате, на Ученом Совете.

Хочу уточнить еще раз, в особенности для студентов, о наших возможностях корректировки учебных планов: пока нам не предоставлено право, отменить те или иные дисциплины или сократить половину сроков изучения дисциплин. Говорю, прежде всего, об иностранном языке, к которому у многих выработалась аллергия. Проекты новых учебных планов предусматривают значительное высвобождение времени для специальной подготовки, в том числе, изучение иностранного языка в течение двух лет.

Как педагог-музыкант, я, в первую очередь, заинтересован в создании приоритетных условий для овладения специальностью, требующей так много времени, как ни в одной другой профессии. В институте должен быть создан культ музыки. Уже сейчас в рамках установленных дисциплин можно менять их содержательную сторону и, частично, объем. Должен отметить, что не вижу большого желания со стороны кафедр, кроме музыковедов, подключать студентов к решению всех учебных и профессиональных вопросов. Прошу Вас проявлять большую инициативность, смелость в постановке своих, а значит, и общекафедральных проблем. Подобной активности пока тоже недостаточно, кроме случаев бурных заседаний по распределению стипендии. Скажу откровенно: к студенческому самоуправлению и Вы и мы пока не готовы. Пример общежития показателен. Будем возвращаться там к Вашей опеке и, постепенно, совместными усилиями, создавать механизм самоуправления, перестраивать Ваше сознание, исходя из этой необходимости.

Проблема профилизации трудового семестра очень важна не только для ВУЗа, но и для города, области. Когда к работающим на консервном заводе нашим студентам приезжает с выступлением концертная бригада студентов политехнического института - это карикатура на существующее положение дел. Не используется уникальный потенциал института - целой укомплектованной филармонии для концертно-просветительской работы летом в области. Это не то, что ошибка, а невольное вредительство. Постараюсь сделать все, чтобы мы не участвовали именно в таком профилизированном трудовом семестре.

В заключение разрешите поблагодарить за оказанное доверие - выдвижение моей кандидатуры для участия в конкурсе на должность ректора. Если мне придется работать в этом качестве, то без Вашего заинтересованного участия в судьбе института я мало, что сделаю.

Предлагаю работать в обстановке взаимной требовательности, коллегиальности в решении всех вопросов и доброты.