Двадцать лет созидания в эпоху перемен

"Московский комсомолец на Дону", 21-28 мая 2008 г.

В июне прошлого года Ростовская государственная консерватория им. С.В. Рахманинова отпраздновала 40 лет со дня своего основания. В течение двух недель, в рамках международного фестиваля, нынешние студенты, аспиранты, бывшие выпускники консерватории из разных городов и стран мира в очередной раз продемонстрировали ростовчанам и гостям, приехавшим на 40-летие, огромный творческий потенциал и культурную значимость одного из лучших в России музыкальных вузов. Симфонические, камерные концерты чередовались с оперными, хоровыми, джазовыми. Лучшие пианисты, среди которых наиболее яркой фигурой выделялся лауреат 30(!) международных конкурсов Александр Яковлев, убедили слушателей концерта в мировом уровне и качестве ростовской фортепианной школы. Гости международной конференции «Музыка и музыкант в меняющемся в постсоветском пространстве» по достоинству оценили высоту музыковедческой науки и объемы научных изданий консерватории.

Сорокалетие Ростовской консерватории совпало с другой, не менее примечательной датой: 20-летием ректорской деятельности народного артиста России, профессора Данилова Александра Степановича. В 1988 году, впервые в истории молодого вуза (в ту пору он именовался музыкально-педагогическим институтом), состоялись выборы ректора вместо устоявшейся практики назначений на эту должность. Из двух известных в России музыкантов, ныне народного артиста, профессора Вячеслава Семенова и Александра Данилова, коллектив на общем собрании преподавателей, сотрудников и студентов предпочел вторую кандидатуру. С тех пор, уже в пятый раз, тайным голосованием ректором избирается Александр Степанович Данилов. Последний раз, в 2007 году, голосование завершилось совсем редким - уникальным результатом: все присутствующие на собрании тайным голосованием единогласно поддержали кандидатуру А.С. Данилова.

— Александр Степанович, два десятилетия вы руководите творческим вузом в обстановке нескончаемых перемен. Вначале перестройка, затем постоянные реформы в экономике, образовании, культуре. Как отражаются эти процессы на деятельности консерватории, качестве подготовки музыкантов, роли музыки в стране, ваших функциях как ректора?

— Если коротко, отрицательно. Перестройка в 80-х и «реформирование» в 90-е годы — это разрушение всех основ государственности, традиций социальной, нравственной, национальной, культурной жизни народа. Последствия многих авантюрных деяний М. Горбачева и Б. Ельцина еще долго будут отражаться на восстановлении и развитии нашей страны. Если говорить о судьбе Ростовской консерватории в этот период, то она совершенно иная. Потери в зарплатах, социальном статусе музыканта, общая культурная деградация в стране — весь этот контёкст не повлиял на динамичное развитие нашего вуза в прожитые два десятилетия. Способность плыть против течения заключается, на мой взгляд, в одном: в консерватории работают и учатся люди, которые выбрали профессию не по расчету, не как способ заработать на жизнь, а только по призванию. И пока в стране остаются группы творческих личностей — музыкантов, поэтов и писателей, актеров и изобретателей, художников, чьи профессии не ориентированы на рыночную и политическую конъюнктуру, — мы способны к духовному, нравственному совершенствованию, к развитию экономики и культуры на благо каждого человека. Пример яркого творческого, репутационно-го взлета Ростовской консерватории в долгие неблагополучные годы говорит не только о быстром творческом вызревании профессорско-преподавательского состава и студентов, прочности лучших отечественных музыковедческих и композиторских школ. Это пример самоотверженного, бескорыстного служения преподавателей и студентов музыке, своей профессии. Только по этой причине наши лучшие воспитанники ежегодно побеждают на международных и всероссийских конкурсах, часто творчески превосходя своих коллег из Московской и Санкт-Петербургской консерваторий, РАМ им. Гнесиных — лучших в мире. Двадцать лет назад подобное трудно было представить. В эти форсированные два десятка лет мы не только дважды улучшали формальный статус своего вуза: институт — консерватория, затем консерватория — академия". У нас лучший среди столичных консерваторий педагогический состав: почти 90 процентов — профессора и доценты. Мы сейчас ведем подготовку не по одной образовательной программе, а по пяти — всем существующим в музыкальном образовании. Аспирантура, диссертационный совет, CCMLU (колледж), Южнороссийский центр дополнительного профессионального образования, новые кафедры и специальности звукорежиссуры, менеджмент, джазовое и народное пение, оперно-симфоническое дирижирование, обширное книгоиздание. Это только часть усилий и их результатов за два последних десятилетия.

Однако нас тревожит реальное положение дел в культуре, образовании, литературе, искусстве в стране. Мне всегда подозрительны те люди, которые утверждают, что культура и искусство могут быть рыночными, товаром. Последствия подобных «передовых» взглядов и их воплощение мы уже видим на телевидении и радио, в кинематографе и молодежной среде: низкопробные развлечения, потребительское отношение, физиологизм, зубоскальство, скандальность, глумление над историей и народами России — это ярко выраженная и воплощаемая тенденция, ее трудно не заметить. Будем ждать от нового Президента России и главы правительства решительных действий в восстановлении духовной, нравственной, социальной жизни общества. Подавляющее большинство людей готово приложить все силы для восстановления общественного престижа высокой культуры, академического и народного искусства, литературы и кинематографа, как важнейших средств воспитания и нравственного совершенствования. Ростовская государственная консерватория всегда готова вносить свою весомую лепту в духовное возрождение России.