"Наконец-то!"

или слова искренней признательности мастеру, "Паганини балалайки"

Данилов... Эту фамилию я услышал во времена давние, где-то в начале семидесятых. Ростовская филармония, симфонический оркестр, громкое, на весь зал, объявление: "Фантазия на тему песни Афанасьева "Гляжу в озера синие"!
На сцену вышел молодой человек, в руках балалайка, сел, чуть сгорбившись, кивнул дирижеру - готов, мол, можно начинать.
К музыке Леонида Афанасьева я отношусь средне. Впрочем, это мое личное, ни для кого не обязательное ощущение.
Но... что это? Дивной красоты мелодия с пронзительной грустью плывет над залом, над городом, над Россией, плавно взбирается на немыслимую - выше облаков! - высоту, медленно затухает там, тает, исходя в занебесье... Это Данилов... Это небольшой деревянный треугольник со струнами - в его руках...

В бытность мою музыкальным редактором Ростовского телевидения мне, к счастью, довелось работать с Даниловым над телевизионным воплощением произведений его репертуара. Потрясала его требовательность к себе. На наш взгляд, бывало - все, вроде бы, здорово, все "созрело", хоть на божий суд, а он: "Каденция... Что-то недобираю. Попробуем еще раз...", и это не рисовка - свойство, кстати, абсолютно не присущее ему,- это в его природе - невозможность смириться с каким-то неслышимым нами микроном, который, как пылинка в глазу мастера... А ведь и правда: чем талантливей человек - в любом амплуа! - тем взыскательней он к себе. Казалось бы, есть дар, не грузи особенно-то себя, пользуйся. Ан нет: у Настоящих так не бывает...

Вспоминается благодатное время, пора дружбы музыкальной редакции Ростовского телевидения и Главной редакции народного творчества Центрального телевидения. Еду в Москву, везу телепередачу "Играет Александр Данилов". Главный редактор Кира Анненкова - женщина строгая, мимо нее мышь не проскочит: "Что он там играет, ваш Данилов?". "Наш, Кира Вениаминовна, наш с вами. Хорошую музыку он играет". "Например?". "Например, фантазию на темы оперы Визе "Кармен". "На балалайке?!.." "Именно. Давайте слушать. И Смотреть". И стали смотреть.

...Надо было видеть, как менялось ее озабоченно-строгое лицо. Как у ребенка, которому вдруг вместо хворостины показали сияющий глазурью пряник.
"Знаете, это не балалайка. Это какое-то чудо! Полет, мощь, легкость, отточенность каждой ноты. И в то же время убедительность, слитность всех линий. Где ж вы таких берете?".
"Там, где вы их не замечаете, Кира Вениаминовна".
То есть?".
"Он ведь уже лауреат Всесоюзных и международного конкурса"...

Кажется, именно в те годы многое лучшее соединилось в Александре Данилове: талант, мастерство, публичное признание. И молодость. Затем все это развивалось, обретало новые горизонты. Звание заслуженного артиста России - свидетельство признания его таланта и мастерства. Его концертная практика показала новые стилевые возможности нашей скромной русской балалайки. Ей оказалось под силу выражать сложнейшую звукопись, предназначенную для иных, более "титулованных" инструментов, раскрывать красоту непростых по замыслу и фактуре произведений, не изменяя безупречному вкусу. Достаточно послушать в исполнении Данилова сонаты А. Кусякова, А. Гречанинова, транскрипции Д. Гершвина, Д. Мийо, М. Мусоргского. Десятки стран мира, сотни российских городов - таковы гастрольные пути Данилова.

Блестящие отклики слушателей, музыкантов, прессы. Вот один из типичных: немецкая газета "Ди Глокхе" пишет - "Это было больше, чем обычный концерт. Данилов стал звездой вечера. Его называют "Паганини балалайки". Шведская газета "Сёффле Тиднинг" писала: "Александр Данилов один из самых признанных виртуозов мира на балалайке".

Еще одна ипостась нашего талантливого земляка: им создан и все время пополняется концертный и учебный репертуар из собственных транскрипций, переложений. Их темы - произведения Стравинского, Мусоргского, Чайковского, Баха, Вивальди, Паганини. Материал этот издан, его исполняют во всех консерваториях страны, на международных конкурсах.

Тридцать четыре года работы в Ростовской консерватории... За это время Александр Степанович Данилов создал здесь известную по всей стране исполнительскую школу. Он единственный в России профессор, который ведет обучение по трем специальностям - балалайка, домра, гитара. И по каждой из них его ученики зачастую становятся лауреатами самых престижных международных и всероссийских конкурсов.

Господи, как же нужны сегодня России - во всех профессиях и областях! - такие вот люди. Их суть - воспитанность, интеллект, трудолюбие, нестандартность мышления. И божий дар - талант, которым они щедро делятся с нами.

Со времени присвоения Данилову звания заслуженного артиста прошло ни много ни мало тридцать лет. Не многовато ли? Ах, как она медлительна, чиновная торсида, как настороженно приглядывается к созидателям, к людям ярким...

Но, пусть и поздно, справедливость, говоря высоким стилем, все же восторжествовала: недавно Александру Степановичу Данилову присвоено высокое звание народного артиста России. Наконец-то!

Рады поздравить Вас, Александр Степанович, уверены что Ваш талант и человечность еще согреют не одну душу!

Борис НОВИКОВ