К юбилею выдающегося деятеля музыкальной культуры России А.С. Данилова

15 июня исполнилось 65 лет Александру Степановичу Данилову - выдающемуся музыканту и общественному деятелю, народному артисту России, виртуозу-исполнителю на балалайке, профессору, ректору Ростовской государственной консерватории (академии) им. СВ. Рахманинова.

Детские годы Александра Степановича прошли в шахтерском городке Чистяково Донецкой области (Украина). Он родился в многодетной семье шахтера Степана Агафьевича Данилова, который первым приобщил сына к музыке, заинтересовав игрой на баяне. Эта увлеченность и незаурядные способности, проявившиеся еще в раннем детстве, привели Александра в Донецкое музыкальное училище, где он одновременно обучался на двух инструментах - баяне и балалайке.

В 1963 году, окончив музыкальное училище, А. Данилов едет в Москву и поступает в Российскую академию музыки им. Гнесиных, избрав основным инструментом обучения балалайку. Его наставником становится известный балалаечник-исполнитель Олег Николаевич Глухов. Учебу в РАМ им. Гнесиных пришлось прервать на три года в связи со службой в армии на Северном флоте.

В 1971 году А. Данилов успешно заканчивает обучение в вузе и продолжает совершенствовать свое исполнительское мастерство в ассистентуре-стажировке под руководством выдающегося балалаечника и педагога, профессора, народного артиста СССР Павла Ивановича Нечепоренко. Многие благодарные ученики П.И. Нечепоренко, в том числе и А.С. Данилов, стали его последователями как в исполнительстве, так и в педагогической деятельности. А.С. Данилов пишет в одной из своих статей: «Как при жизни, так и после смерти для нас Павел Иванович Нечепоренко будет Учителем во всем: в профессиональной ответственности, бескомпромиссности в достижении главной цели, работоспособности, целеустремленности и отстаивании интересов нашего жанра»

В период учебы в ассистентуре-стажировке, которую он совмещает с преподавательской деятельностью в Ростовской консерватории, приходят первые значительные достижения в исполнительстве. Так, в 1972 году А. Данилов становится лауреатом I Всероссийского конкурса исполнителей на народных инструментах (3 премия). В 1973 году - лауреатом Всесоюзного конкурса (1 премия) и лауреатом 1 премии X Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Берлине.

70-е годы - это начало всероссийского и международного признания Александра Данилова как выдающегося исполнителя на балалайке. В эти годы он становится в один ряд с такими известными исполнителями на балалайке, как П. Нечепоренко, М. Рожков, Е. Блинов, Е. Авксентьев, А. Тихонов, которые внесли значительный вклад в отечественную музыкальную культуру.

Более 30 лет Александр Степанович посвятил активной исполнительской деятельности. С сольными концертами он посетил более 100 городов России и республик бывшего Советского Союза. Его концерты проходили почти на всех континентах (36 стран) и всегда сопровождались восторженными отзывами в российской и зарубежной прессе. Вот некоторые из них:

«...Александр Данилов всесторонне доказал, что балалайка -серьезный концертный инструмент...

...Более всего поразила его способность придать трехструнному инструменту такое удивительное многообразие звучания, от нежных звуков «пиано» до почти сокрушительного «форте» (как например в «Петрушке» И. Стравинского)...

...Наверное, сам Ф. Крейслер не смог бы сыграть «Радость любви» с таким ощущением типичной венской интонации...» [Matthias Hans, газета «Neue Westfalische», 15.09.1994];

«...Александр Данилов из города Ростова-на-Дону стал звездой вечера. То, что его называют «Паганини балалайки» - не преувеличение, настолько поражает его грандиозная игра...

...Исполнение отличалось технической гениальностью, однако, при этом Александр Данилов сумел передать все бесконечное богатство музыкальных идей различных композиторов с высочайшим пониманием и проникновением. Подкупала также способность артиста к перевоплощению. Его инструмент звучал то жестко, где-то чопорно, где-то вызывающе, то вдруг, сразу же нежно и меланхолично, с тем неповторимым обаянием красок, которые превращают балалайку в олицетворение русской музыки...» [Margo Berg, газета «Die Glocke», 16.09.1999].

Участниками камерных программ, подготовленных А. Даниловым, были известные музыканты: баянист В. Семенов, пианисты О. Барсов, А. Осипенко, Н. Морозова.

Интересный и разнообразный репертуар Данилова включал переложения русской и зарубежной классики, обработки народных мелодий. Но основу репертуара всегда составляла оригинальная музыка, специально написанная композиторами для балалайки. Пропагандистом этой музыки он является до сих пор.

А.С. Данилов - первый редактор и исполнитель сонат для балалайки 3. Черной, сонаты-каприччио Ю. Объедова.

Тесная дружба с прославленным немецким балалаечником М. Игнатьевым позволила обрести вторую жизнь 3-х частной сонате для балалайки и фортепиано выдающегося русского композитора А. Гречанинова. Эта соната была написана по заказу Игнатьева. Благодаря мастерской редакции сонаты, сделанной А. Даниловым, она прочно вошла в современный репертуар балалаечников.

Многолетний творческий союз А.С. Данилова с композитором А.И. Кусяковым привел к созданию трех сонат для балалайки и фортепиано, а также концерта для балалайки, струнных, ударных и фортепиано. Новаторские сочинения Кусякова открыли новую страницу в академическом репертуаре балалаечников. Сам же А.И. Кусяков писал: «Горжусь, что А.С. Данилов стал вдохновителем, первым исполнителем и пропагандистом моих сонат и концерта для балалайки с оркестром».

Именно поколение А.С. Данилова, поколение воспитанников П.И. Нечепоренко, определило новый подход к исполнительству на балалайке. Обучение на этом народном инструменте обретает уровень академического образования классического образца. В это время формируется профессиональная балалаечная школа, ярким представителем которой и явился А.С. Данилов.

Его игру отличает необычайно яркий по силе звук в сочетании с благородством тембра. Исполнительская манера А. Данилова характеризуется техническим совершенством, доведенным до блестящей виртуозности и безупречной стабильности. Хочется отметить экспрессию и чистоту пассажей, особенно в трудноисполнимом верхнем регистре, а также свойственную исполнителю упругость, четкость, временную и динамическую сбалансированность приема бряцания с ощутимым преобладанием первой мелодической струны. А точное интонирование с выпуклой фразировкой и контрастной динамикой, четкая ритмическая организация согласуются в его игре с вокальным произношением кантилены, гибким, утонченным использованием агогических приемов.

В.Е. Зажигин, народный артист России, профессор РАМ им. Гнесиных, говорит о своем коллеге и друге: «Меня всегда в его исполнении поражала высокая интеллектуальная работа, безупречный вкус, яркая эмоциональная подача материала. Всем своим творчеством он уверенно раскрывает возможности балалайки, пропагандирует и развивает академическую школу игры на этом уникальном инструменте, поставив его на один уровень с фортепиано, скрипкой, виолончелью и другими классическими инструментами».

Такой подход к исполнительству позволил А. Данилову создать свой неповторимый индивидуальный стиль игры на балалайке и возможность исполнять музыку различных стилей, эпох и направлений. Непревзойденные интерпретации сочинений классической, народной, оригинальной музыки в исполнении Александра Данилова на уникальных инструментах работы С. Сотского и М. Купфера запечатлены в фондах радио и телевидения и на 3-х дисках, выпущенных Всесоюзной фирмой грамзаписи «Мелодия».

Многогранность таланта А.С. Данилова проявилась и в композиторском творчестве, которое имеет два направления: это транскрипции мировой классики, русской и зарубежной, и оригинальные сочинения, созданные на материале народных и популярных мелодий. Следует отметить и ряд сочиненных им этюдов, которые широко используются в педагогической практике.

Аранжировки и собственные композиции А. Данилова подняли концертный репертуар балалаечника на новую ступень. В своих сочинениях он находит оригинальные фактурные решения, используя весь диапазон инструмента, что делает партию балалайки яркой и эффектной. Не уступает по мастерству изложения и партия фортепиано. В сочинениях Данилова она является не просто аккомпанементом к партии балалайки, а полноправной частью всей композиции. Что касается произведений, созданных на фольклорной основе, то А. Данилов максимально уходит в них от примитивной квадратности, часто присущей подобному жанру. Его композиции написаны в форме концертных фантазий, отличаются красочным гармоническим языком, порой с эстрадно-джазовым оттенком.

Многие из его транскрипций и оригинальных пьес составляют золотой фонд репертуара балалаечника. Это: Концертная фантазия на темы из оперы Дж. Гершвина «Порги и Бесс» И. Фролова - А. Данилова, Симфоническая картина «Ночь на Лысой горе» М. Мусоргского, «Русская» из балета «Петрушка» И. Стравинского, Вариации на тему Паганини П. Нечепоренко - А. Данилова; концертные пьесы на темы русских песен - «Калинушка», «Из-за горочки туманик выходил», «Новые коробейники». Практически все композиции А.С. Данилова изданы крупнейшими отечественными издательствами «Музыка», «Композитор», а также издательством Ростовской консерватории.

Свою исполнительскую деятельность А.С. Данилов много лет совмещает с педагогической деятельностью в Ростовской консерватории в качестве профессора кафедры народных инструментов. На Юге России он сформировал свою школу исполнительства на струнных народных инструментах, которая признана одной из лучших в России. А.С. Данилов -уникальный российский профессор, в классе которого, помимо балалаечников, успешно обучаются домристы и гитаристы.

Чрезвычайно требовательный и принципиальный к себе и своим ученикам, Александр Степанович добивается больших результатов в своей педагогической деятельности. Многие его воспитанники завоевывают на престижных Всероссийских и Международных конкурсах призовые места и становятся известными исполнителями. Среди них: заслуженные артисты России А. Мищенко, А. Колонтаев, лауреаты и дипломанты Всероссийских и Международных конкурсов С. Кириенко, Ю. Перепелюков, А. Буряков, А. Коденко, В. Терещенко, Г. Будюк, А. Давлетшин, И. Цыганков, Н. Катаев, Ш. Китагава, В. Ситников, О. Каморник, А. Глушкин, С. Ковтунов, И. Тулинцев, Ю. Алешников, О. Лаптева.

У А.С. Данилова стажировались и зарубежные исполнители: Ц. Китагава и его сын Ш. Китагава (Япония), X. Куссике, М. Огунладе (Германия), Б. Парсонс.

Выпускники класса А.С. Данилова - участники известных творческих коллективов: А. Яковенко (Национальный академический оркестр русских народных инструментов им. Н.П. Осипова), Ю. Стасенков (Государственный академический ансамбль песни и пляски Донских казаков им. А.Н. Квасова), А. Колонтаев (ансамбль русских народных инструментов «Донцы»), С. Кириенко (дуэт «Русские виртуозы»), А. Андреев (ансамбль русских народных инструментов «Диво»), С. Ковтунов и И. Тулинцев (дуэт гитаристов «Торнадо»).

Многие ученики А.С. Данилова активно занимаются педагогической деятельностью в вузах, колледжах, ДМШ и других учебных заведениях страны и достойно продолжают дело своего учителя: А. Буряков, В. Терещенко, О. Каморник, О. Лаптева (РГК (академия) им. СВ. Рахманинова); М. Петров, В. Подлесный, А. Помазкин (Таганрогский музыкальный колледж); А. Колонтаев (Ростовский колледж искусств) и др.

В многогранной деятельности музыканта трудно выделить моменты, где он проявляет себя более значимо. И в качестве исполнителя, и педагога, и административного деятеля Александр Степанович Данилов добился выдающихся результатов. Более 20 лет А.С. Данилов является ректором Ростовской государственной консерватории (академии) им. СВ. Рахманинова.

За этот период в консерватории произошло много качественных изменений. В 1992 году Ростовский музыкально-педагогический институт был преобразован в консерваторию, открылся колледж, аспирантура, ассистентура-стажировка, совет по защите кандидатских и докторских диссертаций, открылись новые специальности, создан редакционно-издательский отдел.

Здесь регулярно проводятся различные фестивали, конференции. С 2001 года в консерватории проходят фестивали современной музыки «Ростовские премьеры», куда съезжаются выдающиеся композиторы современности. АС Данилов - главный организатор и президент фестиваля.

Яркими событиями международного уровня стали совместные постановки опер Р. Штрауса «Ариадна на Наксосе» и С. Прокофьева «Война и мир», осуществленные силами студентов и преподавателей Ростовской государственной консерватории (академии) им. СВ. Рахманинова и Королевской Шотландской академии музыки и драмы.

Сложно перечислить все, что сделано за двадцатилетний период пребывания А.С. Данилова на посту ректора. А сделано, безусловно, много хорошего, значительного и важного, судя уже по тому, что коллектив консерватории в течение стольких лет снова и снова избирает его своим руководителем.

Главная внутренняя установка Александра Степановича в качестве руководителя: «Я - равный среди равных, не первый, но единственный, кто отвечает за все, особенно негативное. Я осознанно работаю для всех. При этом мне всегда претило демонстрировать свою значительность, а тем более - многозначительность. И, что самое главное для внутренней свободы, я никогда не боялся лишиться бремени своей должности».

Этим же принципам А.С. Данилов остается верен и в свои 65 лет всегда ЧЕСТНЫЙ, ПРИНЦИПИАЛЬНЫЙ, НЕУТОМИМЫЙ и ТВОРЧЕСКИЙ!

2010 год

A. T. Помазкин