Два богатыря

Оба они - Александр Данилов и Анатолий Кусяков - явились в этот мир в июне 45-го, с едва заметной разницей в восемь дней. Они родились в стране, израненной войной, жаждущей возрождения... Им в этой жизни предстояло быть вместе. В 80-х составить административный дуэт: в 81-м Кусяков возглавил Ростовский государственный музыкально-педагогический институт (так тогда называлась теперешняя консерватория), а Данилов стал проректором по учебной и воспитательной работе, соратником и помощником Кусякова. По оперным законам это был дуэт согласия, и он был вузу на пользу.

А творческий союз уже тогда известного композитора Кусякова и блестящего виртуоза балалайки Данилова сложился еще раньше и принес ощутимые плоды: 1-я и 3-я сонаты для балалайки, посвященные композитором исполнителю, прославили обоих.

Было это более двух десятилетий назад. А в 88-м Анатолий Кусяков без тени соперничества передал Александру Данилову эстафету ректорства - на эту должность Александр Степанович избирался четыре раза. «И корабль плывет...»

В 1998-м Ростовская государственная консерватория имени Рахманинова, получившая новый статус и историческое имя еще в 92-м, становится лауреатом конкурса среди высших учебных заведений и удостаивается премии газеты «Культура» - «Окно в Россию». Значит, у вуза счастливая судьба - ведь руководить им выпало сначала выдающемуся композитору, а теперь неповторимому в своем роде «Паганини балалайки» (так писала о Данилове немецкая газета «Колокол»).

А тем временем нити человеческой и творческой дружбы, связующие этих музыкантов, не слабеют. Случается и прямое совпадение их творческих ритмов: к примеру, в 2002-м заслуженный деятель искусств России, профессор, кавалер Знака Почета Анатолий Кусяков провозглашен человеком года, а заслуженный артист России, профессор, лауреат международного, всесоюзного и всероссийского конкурсов Александр Данилов признан руководителем года, назван лауреатом газеты «Музыкальное обозрение». Но дело все-таки в другом: в удивительном созвучии душевных устремлений этих двух богатырей Музыки Российской.

Нет ли в этих словах излишнего елея? Да нисколько! Ведь если бы летописец старинный повел о них сказ правдивый, не избежал бы и такого присловья: «Завидел богатырь во чистом поле бел-горюч камень, а на нем-то и прописано: прямо пойдешь - ректором станешь, направо свернешь - педагогом будешь, а налево двинешься - собственным творчеством займешься». А коль скоро в каждой шутке лишь доля шутки, продолжение нашей сказки такое, не вполне сказочное: «Собрал Витязь свою силу богатырскую да сдвинул камень прочь, и слились три дороженьки в один путь - широкий да праведный, и пошел богатырь своей дорогою, а слава его впереди бежит...»

И действительно, прославились Анатолий Кусяков и Александр Данилов на весь мир: их имена знают в Германии, Италии, Франции, Швеции, Финляндии, Югославии, Греции, Японии. Как выразился бы летописец, «и идет о них молва добрая...». Только не она влечет и заботит непоколебимого в требовательности к себе Анатолия Кусякова и не по-ректорски скромного, придирчивого к себе Александра Данилова. Слава эта -лишь эхо сотворенных ими звуковых миров...

У Анатолия Кусякова это поиск оркестровой полноты звучности - и в его симфониях, и в скрипичной симфонии-концерте (в сочинении, которое его руководитель в аспирантуре, лауреат государственной премии Сергей Баласанян называл не только большой удачей Кусякова, но и лучшим сочинением данного жанра в советской музыке).

Впрочем, стремление к грандиозным масштабам мышления было привито ему еще крупным симфоническим мастером Леонидом Клиничевым, у которого начинающий композитор учился в Ростовском музыкально-педагогическом институте. В вокальных, хоровых и инструментальных его опусах (в особенности для русских народных инструментов) это ощущается и привлекает слушателей и исполнителей.«Я люблю в этой музыке каждую ноту», - заслуженный артист России, лауреат Международных конкурсов Юрий Шишкин с восторгом отзывается и о недавно с блеском исполненной им в Китае 6-й сонате для баяна, и о посвященных исполнителю сочинениях: «Весенних картинах», концерте для баяна с оркестром и, конечно же, о 5-й сонате, с которой 10 лет назад началось его счастливое содружество с композитором.

«Анатолий Иванович открыл меня для меня самого: я никак не ожидал от себя такой смелости, такой жажды к звуковым пространствам, и я учился летать благодаря Кусякову», - признается сегодня прославившийся на весь мир Юрий Шишкин, достойный преемник своего учителя - замечательного музыканта Вячеслава Семенова, пробудившего когда-то в композиторе интерес к баянной звучности. И сегодня Кусякова можно называть Колумбом баянной музыки, бесконечно раздвинувшим исполнительские горизонты. Поражает светлым величием и радостной мощью полифония тембров, красочных пластов.

И все это напоминает какое-то космическое соединение музыки, живописи, архитектуры, кинематографических и театральных приемов - в одной только 6-й сонате для баяна с колоритным и многозначным названием «Витражи и клети собора Апостола Павла в Мюнстере». И дело тут не в исторической и изобразительной точности, не в том только, что витражи исполнены небесной красотой, а клети служили средством публичной казни первых коммунаров, заявивших о себе в Германии в XVII столетии (!). Дело в глубине философии, что так восхитило известную домристку из Краснодара Татьяну Кирюшину, исполнившую с успехом домровый концерт Кусякова.

«Нам, баянистам, - говорит первый исполнитель «Осенних эскизов», лауреат Международного конкурса Михаил Зацепин,- повезло особенно, потому что у нас есть такой необыкновенный композитор». Что в нем особенно необычного? «Мне кажется, это прежде всего какое-то глубочайшее ощущение жизни, - делится своими впечатлениями заведующая кафедрой народных инструментов консерватории профессор Людмила Варавина, - с романтическим осознанием того, что ее познать нельзя, но страшное желание постичь и объять этот мир, в этом столько любви, силы, сомнения, страсти...»

Но ведь все это ощущают и восхищенные слушатели на концертах Александра Данилова, когда оценивают в нем не только блистательного интерпретатора музыки самых разных стилей, но еще и самобытного автора собственных переложений, транскрипций, обработок-фантазий. И тут возникает новая параллель с еще одним былинным образом - с Садко, завораживающим своим искусством. Только в руках у Александра Данилова не «гусельки яровчатые», а «трехструнка-балалайка», на которой чарующе-прекрасно звучат шедевры Баха, Вивальди, Паганини, Крейслера, Сарасате, Гершвина, Мийо, Мусоргского, Чайковского, Стравинского, Гречанинова, ну и, конечно же, Кусякова! В историю Российской академии музыки имени Гнесиных Александр Данилов вошел как ученик легендарного П.И. Нечепоренко и стал «гордостью не только факультета и вуза, но и отечественной музыкальной культуры». Не зря зарубежные критики называют его игру грандиозной, она действительно поражает масштабом и эмоциональной мощью - качествами, которые, казалось бы, не свойственны такой «негромкой» балалайке. Но Александр Данилов создал свой исполнительский стиль и свою исполнительскую школу, представленную его многочисленными учениками - балалаечниками, гитаристами и домристами, ставшими победителями престижных творческих состязаний. Считая его манеру исполнительским эталоном, Александра Степановича постоянно приглашают возглавлять жюри: XVI Международного конкурса им. В. Андреева в Санкт-Петербурге, Международного конкурса «Надежда» в Красноярске, Всероссийского конкурса мастеров-изготовителей «Созвездие мастеров» в Москве.

Та же потребность делиться своим мастерством с другими отличает и Анатолия Кусякова, создавшего за три десятилетия работы в консерватории свою композиторскую школу. И его лучшие ученики, ставшие уже мастерами, - глава ростовской композиторской организации Юрий Машин, его заместитель, лауреат Всесоюзного конкурса композиторов Геннадий Толстенко говорят о нем, ставшем первым из выпускников нашего вуза его профессором, так: «Его отличает необыкновенная взыскательность к воспитанникам, умение правильно поставить творческий диагноз и, конечно же, профессор Кусяков - человек чести и совести». И это не субъективная оценка.

К маэстро пришло международное и абсолютно независимое признание. В 2003 году Анатолий Кусяков стал первым из отечественных композиторов, которому в г. Хельсинки на 109-й Генеральной ассамблее международной конфедерациижкордеонистов, на уровне международного музыкального совета ЮНЕСКО была присуждена Почетная премия «За выдающийся вклад в международное аккордеонное движение». В декабре 2004 года состоялся авторский концерт композитора, и на XV Международном фестивале «Баян и баянисты» Анатолий Кусяков был награжден Серебряным диском - «За вклад в развитие баянной музыки».

И, наконец, совсем недавно, в мае, к своему юбилею маэстро получил замечательный подарок: приглашение на X Международный фестиваль «Дни гармоники», проходивший в Югославии в первой исторической столице Смедерово, что близ Белграда. Здесь с большим успехом прошел авторский вечер Анатолия Кусякова, а на самом фестивале из 317 его юных участников многие исполняли музыку композитора. Его сочинения вошли в обязательную программу самых престижных международных конкурсов, таких, как «Кубок севера» и даже «Кубок мира». В общем, жизнь продолжается...

Нашим юбилярам, отважным витязям, покорившим новые звуковые пространства, остается лишь пожелать богатырского здоровья и такой же исполинской творческой мощи. А все мы будем счастливы и горды лишь оттого, что живем с ними рядом. Хотя, как сказал поэт, «большое видится на расстоянье...»