«Инструмент наш - тихострунный, но достаточно взрывной...». Трёхструнка покорила Запад.

Начну с цитаты из немецкой газеты «Ди Глокхе», которая, освещая Дни русской культуры в городе Гютерслоо, в 1999 году, писала, в частности, о сольном концерте в этом городе Александра Данилова: «Это было нечто большее, чем обычный камерный концерт -это событие стало настоящим музыкальным феноменом: Александр Данилов стал звездой вечера. То, что его называют «Паганини балалайки», - не преувеличение, настолько поражает его грандиозная игра. Исполнение отличалось технической гениальностью, однако при этом А. Данилов сумел передать всё бесконечное богатство музыкальных образов различных композиторов с высочайшим пониманием и проникновением. Подкупала также способность артиста к перевоплощению. Его инструмент звучал то жёстко, где-то чопорно, где-то вызывающе, то вдруг сразу же - нежно и меланхолично, с тем неповторимым обаянием красок, которые превращают балалайку в олицетворение русской души... Если первое отделение вызвало бури восторга слушателей, то второе создало ещё больший накал...»

А вот характеристика, которую дала артисту шведская газета «Сёффле Тиднинг» во время дней культуры России в Швеции: «Александр Данилов - один из самых признанных виртуозов мира на балалайке. У него был наибольший успех у публики, после чего последовали номера сверх программы... Это выступление, судя по реакции зала, стало гвоздём программы...»

Для того, чтобы читатель смог понять смысл моего повествования, приведу небольшой материал, появившийся в газете «Сальская степь» от 15 апреля 1988 года: «Большим событием в музыкальной жизни города (Сальска - автор) явилось выступление в концертном зале школы искусств Заслуженного артиста РСФСР, лауреата Всесоюзного и международного конкурсов, профессора Ростовского музыкально-педагогического института А.С. Данилова (на снимке). Около двух часов очаровывала слушателей его балалайка. Были исполнены произведения русских и зарубежных классиков, обработки народных мелодий. Концерт был записан для трансляции по телевидению».

Так вот, оказывается, в чём дело. Но прежде чем рассказать подробнее об этом интереснейшем концерте в Сальске, сначала несколько слов о самом артисте.

ПУТЕШЕСТВЕННИК…, НО КОНЦЕРТИРУЮЩИЙ

Александр Степанович Данилов родился 15 июня 1945 года в городе Чистякове Донецкой области. В детстве мечтал стать путешественником, потому свою трудовую деятельность начал матросом на Северном Флоте. Однако когда-то в детстве услышанные звуки балалайки возвращались в его память всё чаще и чаще. И Саша понял, что делает в жизни что-то не так. Внутренний голос подсказывал ему, что мечту о путешествиях надо сменить на серьёзные занятия музыкой, и, забегая вперёд, скажу, что этот поворот жизненной стези не помешал, однако, Александру Степановичу остаться путешественником. Но не морским, а сухопутным, концертирующим. Он выступил в более чем 100 городах России и СНГ (в том числе и в Сальске), в концертных залах 36 стран мира.

Окончив в 1963 году Донецкое музыкальное училище, он поступает в Московский государственный музыкально-педагогический институт им. Гнесиных, который оканчивает в 1971 году, а в 1974 - и его аспирантуру.

После окончания института приезжает работать преподавателем в Ростовский музыкально-педагогический институт, где начинает заниматься активной концертной деятельностью, создав мобильный дуэт с педагогом института, баянистом и композитором Владиславом Анатольевичем Семёновым.

В 1972 году Александр Данилов становится лауреатом Всероссийского конкурса исполнителей на народных инструментах. В 1973 и в 1974 - лауреатом Первой премии на Всесоюзном и Международном конкурсах. В институте он становится профессором, усиленно занимается созданием репертуара для балалайки, и в 1987 году в издательстве «Советский композитор» выходит сборник его концертных пьес под названием «Играет Александр Данилов». В 1988 году коллектив музыкально-педагогического института избирает его ректором учебного заведения.

ИНСТРУМЕНТ ПО ИМЕНИ БАЛАЛАЙКА

Вот с таким жизненным, творческим и исполнительским багажом Александр Степанович и приезжает в Сальск, чтобы дать здесь свой сольный концерт.

В концертном зале Сальской детской школы искусств №1 многолюдно. Собрались учащиеся школы, их родители. Они пришли на очередной концерт школьной детской филармонии «Звучат русские народные инструменты». Но сегодня будут звучать не многие инструменты, а всего лишь один. И имя ему - балалайка! А имя исполнителя - Александр Степанович Данилов,

Заслуженный артист РСФСР, лауреат Всероссийского и международных конкурсов, ректор и профессор Ростовского государственного музыкально-педагогического института.

ЯЗЫК С РОЯЛЕМ - ОБЩИЙ

Многие слушатели, конечно, с определённой долей недоверия ожидали начала концерта: ну что, мол, серьёзного можно услышать в балалаечном исполнении. Но глубоко ошиблись, и это поняли они с самого первого произведения, заполонившего своими чарующими звуками концертный зал.

После объявления начала концерта на сцену вышел стройный и довольно молодой человек в чёрном костюме с чёрной бабочкой под белым воротником на шее. По всему его виду чувствовалось, что это человек высокой культуры и глубочайшей любви к своему инструменту, что можно было заметить по его собранной лёгкой походке, по тому, как он поклонился зрителям, как он держал в своей левой руке балалайку, как он настраивал её под звучание рояля, едва касаясь струн большим пальцем правой руки, которые нежно откликаясь, как бы успокаивали музыканта, мол, всё в порядке, с рояльными струнами мы, считай, что нашли общий язык. За роялем сидел такой же элегантный, в чёрном костюме молодой человек. Это был концертмейстер Олег Барсов, преподаватель кафедры специального фортепиано, выпускник Ленинградской государственной консерватории, занимавшийся в классе профессора Павла Серебрякова.

РИТМ РЕШАЕТ ВСЁ

Музыканты замерли в предчувствии предстоящего потока музыки. Замер и зал в предчувствии соприкосновения с музыкой. Но какой она будет, ещё не знал никто. Потому так завораживающи были эти секунды ожидания. Но после кивка головы Александра Данилова священнодействие музыки стало набирать свои обороты.

Первое отделение концерта музыкант посвятил оригинальным сочинениям, которые в своё время были написаны для балалайки. Первой зазвучала «Пляска скоморохов» Василия Андреева, великого реформатора русских народных инструментов, создателя первого в истории страны Великорусского оркестра, замечательного музыканта, композитора и исполнителя. Как говорит Александр Степанович, это произведение на первый взгляд кажется простым, несложным в исполнении. Но почему-то большинство музыкантов не решаются браться за его разучивание, чтобы включить в свой репертуар. Потому что оно исполняется в быстром темпе, и чтобы передать его характер, нужна очень жёсткая пульсация ритма, которая в своём совершенстве многим исполнителям недоступна. Данилову приходилось слушать в грамзаписи это произведение в исполнении самого Василия Андреева, а также Бориса Трояновского. И по тому, как слушал эту «Пляску» зал, Данилов понял, что смог передать идею, заложенную в произведении. К тому же помог ему это сделать и концертмейстер Барсов, который смог создать основу произведению, примерно, как рельсы дают возможность вагону смело двигаться в нужном направлении.

«Романс» и «Вальс» Сергея Василенко прозвучали лирично и убедительно. А вот и «Воронежские акварели» («Что ж ты, Маша, приуныла», «Ай вы, ути», «Любила я гусарика», «И шёл солдат», «Матаня») композитора Юрия Шишакова, и его Концерт для балалайки с фортепиано. Необычность мелодического языка, гармонических поворотов, нетрадиционность построения музыкальных фраз, - всё это привлекло внимание слушателей. Как и зачарованно слушали они «Напев и наигрыш» А. Репникова.

И ОЖИЛА ЗАБЫТАЯ СОНАТА

Александр Степанович любит исполнять произведения крупной формы. И в этом слушатели уже убедились, прочувствовав каждый звук Концерта Юрия Шишакова. А вот - и соната Анатолия Ивановича Кусякова. Но сделаю небольшое отступление. Являясь одним из самых известных в России лидеров в исполнительстве на балалайке, Данилов популяризирует оригинальную музыку. В частности, он является единственным инициатором создания сочинений сонатного жанра, редактором и первым исполнителем двух трёхчастных сонат для балалайки и фортепиано З. Чёрной, трёх сонат ростовского композитора Анатолия Кусякова, сонаты-каприччио Ю. Объедова. Данилов восстановил, отредактировал и издал в России (а потом и исполнил) замечательную трёхчастную сонату для балалайки и фортепиано видного русского композитора Александра Гречанинова, которую тот написал в Нью-Йорке в самом конце своей жизни, то есть в 1952 году.

И вот на сальской сцене звучит вторая часть первой сонаты Анатолия Кусякова. Звучит логично, страстно и, как говорит сам исполнитель, - «лаконично чтобы было». И это ему вполне удаётся.

ИДЕЯ КВАСОВА ПРИШЛАСЬ ПО ДУШЕ

Как-то руководитель государственного ансамбля донских казаков Анатолий Николаевич Квасов готовил коллектив в гастрольное турне по Японии и Соединённым Штатам Америки. Решил включить в программу концерта и дуэт Александра Данилова - Вячеслава Семёнова. Пригласил, но поставил следующее условие:

-Александр Степанович! Вот вы со Славой Семёновым всегда исполняете традиционные обработки известных русских народных песен. А не могли бы вы сочинить что-нибудь донское, ну, допустим, несколько обработок казачьих песен?

Александр Степанович задумался. Ведь предложение-то оригинальное. Почему бы и не попробовать. И он ответил Анатолию Николаевичу:

- Постараемся! Только не сразу.

- Само собой разумеется,

Но сроки поездок подпирали. И Данилов стал работать в темпе «presto». Вскоре появились обработки донских песен «Калинушка» и «Из-за горочки туманчик выходил».

 

 

- Прекрасно! - послушав новые произведения, воскликнул Анатолий Квасов. Так они были включены, как яркий донской мазок, в программу выступления донских казаков.

Прозвучали они и на сальской сцене. Только партию баяна в дуэте исполнял пианист Олег Барсов, кстати, позже уехавший из России в Соединённые Штаты Америки, как и Вячеслав Семенов - из Ростова-на-Дону в Москву.

СЛОВО - КЛАССИКЕ

Во втором отделении концерта Данилов исполнял классическую музыку в переложении для балалайки, что для слушателей оказалось не менее интересным, ибо они услышали что-то невероятное. Некоторые классические произведения, которые были на слуху у зрителей в оригинальном звучании (фортепиано, скрипка, симфонический оркестр) в исполнении на балалайке звучали свежо и убедительно, а в отдельных случаях казалось, что на трёхструнке они звучат даже лучше, нежели в оригинале. Тем более что исполнял их Мастер в высоком смысле слова. Мастер звука, Мастер-виртуоз, Мастер создания художественного образа!

Звучит «Канцона-серенада» Николая Метнера. Она уступает место сонате до-мажор Доменико Скарлатти. Это ж какой воздушностью должен быть наделён звук, чтобы из глубины веков как бы со своим клавесином пришёл итальянский чародей в зал сальской школы искусств. Но, миновав Италию, Александр Данилов своим фламенковым звуком повёл сальчан дальше на запад, в Испанию, где любой бы самый страстный гитарист и мастер игры на кастаньетах позавидовал звучанию балалайки, когда она, смеясь и плача, плясала и торжествовала в сногсшибательном вихре испанского танца М. де Фалья. Но не успев передохнуть после горячего торжества стихии танца, Александр Данилов переключает своё воображение на фантазию, сочинённую им на музыку Ж. Визе - П. Сарасате из оперы «Кармен». Сногсшибательная ритмика властвует в «Антракте» и «Хабанере», и едва затихнув в «Сегидилье», вновь разражается безудержным темпераментом и страстью в «Цыганской пляске». Кажется, что это катится лавина звуков симфонического оркестра, и только лишь когда исполнитель, замахнувшись, извлекает из инструмента заключительный аккорд, то только потом начинаешь понимать, на что способны эти три струны, натянутые на деревянный треугольник, который попадает в дерзновенные руки мастера, одухотворённого властью музыки.

Сальчане встали с мест. Сальчане аплодировали. А я вспоминал всё тот же отклик немецкой газеты «Ди Глокхе» на выступление артиста: «Если первое отделение концерта вызвало бурю восторга слушателей, то второе создало ещё больший накал. Маэстро была предоставлена возможность ещё раз показать многогранность исполнительского искусства, способность к высокому искусству интерпретации, которая достигла вершин в концертной фантазии на темы из оперы «Кармен».

И КОМПОЗИТОР, И АРТИСТ!

Двадцать лет прошло (а пройдет и ещё больше) с того памятного концерта в нашем городе. И сальчанам, конечно же, не безразлично знать, какою жизнью живёт сегодня исполнитель-виртуоз. В 2007 году его в пятый раз на пятилетний срок единогласно (при тайном голосовании) избрали на должность ректора теперь уже, с 1992 года, Ростовской государственной консерватории (академии) им. СВ. Рахманинова. За высокий вклад в создание разнообразного высокохудожественного концертного и учебного репертуара из собственных транскрипций, этюдов, обработок-фантазий на народные темы, переложений для балалайки, домры и гитары (которые он преподаёт в консерватории), произведений Стравинского, Мусоргского, Гершвина, Мийо, Чайковского, Баха, Вивальди, Паганини, изданных и исполняемых во всех консерваториях и музыкальных училищах страны, на Всероссийских и международных конкурсах, Александр Данилов был принят в Союз композиторов России.

Учитывая признание и авторитет Александра Данилова как музыканта, его постоянно приглашают в составы жюри различных конкурсов. Только в 2004 году он был председателем жюри XVI международного конкурса им. В. Андреева в Санкт-Петербурге, международного конкурса «Надежда» в Красноярске, конкурса мастеров-изготовителей «Созвездие мастеров» в Москве, членом жюри I Всероссийского конкурса дирижёров оркестров русских народных инструментов в Москве, международного конкурса скрипачей и пианистов в греческом городе Волос, международного конкурса юных исполнителей в Нижнем Новгороде. В 2007 году Указом Президента России В.В.Путина Александру Данилову было присвоено почётное звание «Народный артист Российской Федерации».

ВСТРЕЧА В СВЯТАЯ ИЗ СВЯТЫХ

16 февраля 2008 года мне посчастливилось встретиться с Александром Степановичем в его рабочем кабинете в Ростове-на-Дону, по проспекту Буденновскому, 36. Как и прежде, Данилов ценит в людях преданность, совестливость, осознанное трудолюбие. И, конечно же, выражает беспокойство нынешним состоянием культуры в стране. И о чём бы мы с ним ни говорили, мысли его всё время возвращались к балалайке. «Инструмент наш тихоструйный, но эту его особенность надо преодолевать за счёт исполнительской техники». Беспокоится о непомерно высокой цене на инструменты, об улучшении их качества. «Кстати, в Сальске, - продолжал Александр Степанович, - я играл на балалайке, изготовленной в 1982 году руками лауреата Ленинской премии Марка Купфера, который работал заместителем генерального конструктора КБ. Инструменты он изготавливал, как правило, из бросового материала, но зато они очень яркие, хорошо несут звук в зал. А концерт в Сальске я помню до мельчайших подробностей. Передавайте привет сальчанам. Они очень тонкие слушатели. Если удастся, привезу в Сальск своего ученика, приехавшего к нам учиться из Японии, Шотаро Китагаву. В стране восходящего солнца очень любят нашу русскую балалайку!»

Владимир КОСТЕНКО.