Художник ушедшей эпохи

Газета "Музыкальное обозрение"

ПАМЯТИ УШЕДШИХ

Памяти Павла Ивановича Нечепоренко

ХУДОЖНИК УШЕДШЕЙ ЭПОХИ

Умер Павел Иванович Нечепоренко. Завершил свой земной путь самый титулованный и общественно признанный лидер народно-инструментального жанра, выдающийся артист и педагог, крупная фигура в истории русской музыкальной культуры XX века, родоначальник современного академического исполнительства на русских народных инструментах, непререкаемый авторитет для нескольких поколений музыкантов, лауреат Государственной (Сталинской) премии СССР, народный артист СССР, профессор Российской академии музыки имени Гнесиных.

Жизненный путь Павла Ивановича Нечепоренко (1916—2009), его зрелая творческая биография совпали с драматической, но великой созидательной эпохой в истории нашего государства. В те ушедшие десятилетия первой половины XX века в культурное строительство и художественное воспитание были вовлечены десятки миллионов детей рабочих и крестьян. Из этой народной среды в ту пору вышло большинство будущих крупных советских ученых, писателей, военачальников, деятелей культуры и искусства. Одним из них был юный Павел Нечепоренко. Его судьба — талантливого самородка — типична для того времени. Одаренного и целеустремленного парня заметили, оценили, помогли получить музыкальное образование вначале в Ленинградском музыкальном училище им. М.П. Мусоргского, а затем и в Ленинградской консерватории. Общий созидательный фон жизни способствовал и высокому накалу творческой соревновательности, новаторству, дерзанию талантов. Все творческие и человеческие качества Павла Нечепоренко соответствовали духу и условиям наступившей эпохи строительства новой жизни. Колоссальная воля и трудоспособность, наряду с данным от Бога, больше чем другим, представлением о возможном идеале звучания его любимого инструмента — балалайки, самозабвенное стремление его воспроизвести во что бы то ни стало рано открыли у Нечепоренко качества настоящего творца и новатора. Впервые они ярко проявились в 1939 году, когда он стал победителем 1 Всесоюзного конкурса исполнителей на народных инструментах в Москве, разделив 1-ю премию с уже знаменитым виртуозом Николаем Осиповым. Именно тогда определился новый, молодой лидер жанра в стране с полным профессиональным комплексом, способный к необычайным творческим открытиям.

То, что Павел Иванович Нечепоренко совершил в своей последующей долгой жизни, имело и будет иметь огромное значение для нынешних и будущих поколений музыкантов, посвятивших свою жизнь служению искусству, опирающемуся на национальные традиции. Мы всегда будем помнить, ценить и говорить о том, что именно П.И. Нечепоренко первым достиг тех художественных высот в исполнительстве, к которым, начиная с конца 30-х годов прошлого столетия, стали стремиться все последующие поколения исполнителей, играющие на балалайке, домре, баяне.

На протяжении многих десятилетий, в сотнях концертов, проведенных во всех уголках Советского Союза и десятках стран мира, Нечепоренко-балалаечник удивлял и убеждал благосклонных слушателей и скептиков-снобов в художественной ценности своих интерпретаций. Именно Павел Иванович, первый из солистов, играющих на народных инструментах, создал и закрепил в общественном представлении академический, художественный образ балалайки как музыкального инструмента. Если В.В. Андреев создал, как выразился французский композитор Жюль Массне, «новый элемент в музыке», организовав оркестр русских народных инструментов, придав благородный имидж крестьянским инструментам с помощью смокингов, фраков и собственного, самого высокого в тот период артистического звания «Солист Его Императорского величества», а его талантливые последователи-самородки Доброхотов, Трояновский и особенно Осипов, помимо виртуозного исполнения русской народной музыки начали вызывать сочувственное одобрение первыми попытками озвучивания популярной классики, то П.И. Нечепоренко стал первым балалаечником-художником, оперирующим в своем исполнительском творчестве не экзотической природой и необъяснимой харизмой инструмента, а теми общепринятыми средствами выразительной игры, которыми пользуются все профессиональные музыканты.

У Нечепоренко-балалаечника публика впервые услышала выпуклую, дифференцированную, управляемую интонацию, горизонтальное построение фразировочных линий, тонкие агогические решения, контрастность динамики, вокальное произношение кантилены, виртуозность и стабильность пассажей вместо привычных дотоле тактирования текста, однообразия динамики, примитивности и несовершенства самой техники игры, отсутствия виртуозного элемента и стабильности в его воплощении. Игра П.И. Нечепоренко была настолько непривычно ярка для «народника», впечатляюща по степени эмоциональной выразительности и глубины, что позволила выдвинуть его на высшую в послевоенное время награду в искусстве — Сталинскую премию. В тот исторический момент первый секретарь Союза композиторов СССР Т.Н. Хренников, музыкант, способный непредвзято оценить феномен Нечепоренко-художника, вступил в яростную дискуссию с одним из чиновников от культуры во время процедуры обсуждения кандидатов на премию в присутствии самого Сталина. Об этом Т.Н. Хренников писал в своих воспоминаниях и рассказывал мне лично. Тот чиновник предостерег Сталина о том, что высота и статусность Сталинской премии может подвергнуться общественной дискредитации, если ее вручить исполнителю на народном инструменте. Мы знаем, чем закончилось это обсуждение. Сталин в таких случаях считался, прежде всего, с мнениями профессионалов, а не чиновников, о чем говорил в своем, последнем в жизни, интервью выдающийся русский композитор Георгий Свиридов. Павел Иванович в течение своей долгой жизни как никто другой создал для нас и последующих поколений балалаечников, баянистов, гитаристов тот устойчивый фундамент общественного признания и авторитета жанра, который способствовал и большей популяризации народных инструментов, и развитию, особенно в послевоенный период, образовательной сети, включая консерватории и вузы искусств, и, что особенно важно для нашего развивающегося жанра, придал импульс ускоренному развитию и подъему профессионального уровня исполнительства. Нам, последователям П. И. Нечепоренко, необходимо приложить много усилий для научно-теоретического осмысления его богатого, многогранного, новаторского опыта, творческих и педагогических достижений. Как при жизни, так и после смерти для нас Павел Иванович Нечепоренко всегда будет Учителем во всем: в профессиональной ответственности, бескомпромиссности в достижении главной цели, работоспособности, целеустремленности и отстаивании интересов нашего жанра.

Уверен, что вместе с ушедшими великими своими современниками Павел Иванович Нечепоренко навсегда останется и в прошлом, и в настоящем, и в будущем российской музыкальной культуры.

Светлая Вам память, дорогой наш Учитель.

А. С. Данилов,
ректор Ростовской государственной консерватории (академии) им. СВ. Рахманинова,
народный артист РФ, профессор