А. Гречанинов. Соната для балалайки и фортепиано

  • А. Гречанинов. Соната для балалайки и фортепиано
    Редакция А. Данилова.

    1. Allegro moderato
    2. Adagio
    3. Allegro

О сборнике

Александр Гречанинов.
Соната для балалайки и фортепиано. Соч. 188, №1. Редакция партий балалайки и фортепиано А. Данилова — Ростов н/Д: Изд-во Ростовской государственной консерватории (академии) им. С. В. Рахманинова, 2000. — 30 с.

Обширное творческое наследие выдающегося русского композитора Александра Тихоновича Гречанинова (1864-1956), включающее пять симфоний, шесть опер, симфонические поэмы и сюиты, музыку к драматическим спектаклям, четыре струнных квартета, сотни романсов, множество камерно-инструментальных сочинений, огромное количество хоровой, церковной музыки, недостаточно известно и изучено в России. И почти неизвестна его музыка, созданная и с успехом исполнявшаяся в Европе и США в период его 30-летней эмиграции (с 1925 г. - во Франции, с 1939 г. - в США). Возвращение всего творческого наследия одного из самых ярких национальных композиторов на Родину, публикация и включение в концертный и учебно-педагогический репертуар его сочинений - насущная потребность для всех отечественных музыкантов и любителей музыки, заинтересованных в восстановлении всего культурного достояния России, развеянного по всему миру.
Соната для балалайки и фортепиано - одно из самых последних сочинений композитора. Первая часть Сонаты написана в 1948 году, вторая и третья завершены в 1951 г., в Нью-Йорке. В то время композитору исполнилось уже 87 лет.
Инициатором создания Сонаты был известный в Европе русский балалаечник Михаил Евгеньевич Игнатьев, живший с 1918 года в Германии (родился в 1910 г. в Санкт-Петербурге, умер в 1992 г. в Гамбурге). К сожалению, имя этого музыканта почти не известно в России. Однако его роль в создании оригинального репертуара для балалайки и его популяризации в Европе трудно переоценить. Для него были написаны и постоянно исполнялись в 40-е - 70-е годы такие крупные сочинения, как Соната в 3-х частях (1948) Леопольда Иоганнеса, Сюита (1949), Сонатина в 3-х частях (1963), Концерт в 3-х частях (1956) для балалайки с симфоническим оркестром Оскара фон Пандера, Соната в 3-х частях (1951) Иоахима Попелки, Классическая сюита (1974), Концерт в 3-х частях (1978) для балалайки и арфы с симфоническим оркестром Цезаря Брезгена и многие другие произведения. Эти сочинения, как и Концерт в 3-х частях для балалайки с симфоническим оркестром Николая Погорелова, написанный еще в 1918 году в Одессе, Михаил Игнатьев исполнял десятки раз в камерных концертах, на Радио, а также с различными оркестрами во многих городах Европы.
У Сонаты для балалайки и фортепиано соч. 188 А. Гречанинова, посвященной М. Игнатьеву, своя долгая история возвращения в Россию. После завершения первой части в 1948 году, А. Гречанинов выслал (или передал?) её экземпляр не только в Германию, М. Игнатьеву, но и в Россию. Первая часть, в виде одночастной Сонаты, была издана в 50-е годы в Москве под редакцией балалаечника Н. И. Лукавихина. Сравнивая авторский оригинал с редакцией Н. И. Лукавихина (созданной, возможно, в соавторстве с кем-то из композиторов), можно увидеть фактурные и колористические преимущества редакции, выполненной известным в то время балалаечником. На протяжении своей жизни Александр Тихонович Гречанинов практически не сталкивался с балалайкой, как сольным, концертным инструментом. Видимо поэтому композитор с осмотрительной осторожностью изложил партию балалайки в Сонате преимущественно одноголосно, без достаточно реального представления о возможностях использования её диапазона, усовершенствованных к тому времени приемов и техники игры. Во время наших встреч и бесед в Германии Михаил Игнатьев рассказывал, что в своих нескольких письмах А. Гречанинов рекомендовал ему смелее адаптировать нотный текст партии балалайки к её органичным, характерным выразительным возможностям. Однако сам Михаил Евгеньевич, живя с раннего детства в Германии и будучи изолирован от быстро развивающегося процесса совершенствования игры на этом инструменте в России, исполнял Сонату в авторском изложении, что значительно обедняло ее художественную, интонационную выразительность, фактурное разнообразие.
Получив из рук М. Игнатьева оригинал всех трех частей Сонаты, мы были покорены красотой её музыкальных образов, юношеской свежестью и энергичной устремленностью мелодики и ритмики, типичным русским мелосом. После необходимой на наш взгляд редакционной переработки, мы, впервые в России, стали исполнять целиком это яркое сочинение в стенах Ростовской консерватории. Широкой аудитории вся Соната А. Гречанинова была показана на международном конкурсе «Кубок Севера» в 1997 году.
Соната для балалайки и фортепиано в трех частях соч. 188 А. Гречанинова издается впервые в России Ростовской государственной консерваторией им. С. В. Рахманинова. Также, как Концерт и Сюита Сергея Василенко, Концерт Юрия Шишакова, сонаты Анатолия Кусякова (получившие жизнь в стенах Ростовской консерватории) Соната Александра Гречанинова ныне входит в золотой фонд учебно-педагогического и концертного репертуара балалаечников.

Заслуженный артист Российской Федерации,
профессор А. Данилов