Письмо С. Говорухина Министру культуры РФ В. Мединскому

2012 г.

Министру культуры
Российской Федерации
В. Р. Мединскому

Уважаемый Владимир Ростиславович!

Министерство образования и науки Российской Федерации 1 ноября 2012 года обнародовало на своём официальном сайте результаты мониторинга деятельности федеральных образовательных учреждений высшего профессионального образования. В число образовательных учреждений, обозначенных как «имеющие признаки неэффективности», Минобрнауки России с учётом мнения Межведомственной комиссии по проведению мониторинга деятельности государственных образовательных учреждений в целях оценки эффективности их работы и реорганизации неэффективных государственных учреждений включило ряд выдающихся вузов, реализующих образовательные программы по творческим, творческо-исполнительским специальностям, в частности, Государственный музыкально-педагогический институт имени М.М. Ипполитова-Иванова, Литературный институт им. А.М.Горького, Московский архитектурный институт (государственную академию), Ростовскую государственную консерваторию (академию) им. С.В.Рахманинова, Санкт-Петербургскую государственную академию театрального искусства, Санкт-Петербургский государственный университет кино и телевидения, Новосибирскую государственную архитектурно-художественную академию, Екатеринбургский государственный театральный институт, а также Государственный специализированный институт искусств.

Указанный перечень образовательных учреждений, «имеющих признаки неэффективности», вызвал негативную реакцию у многих деятелей культуры, и Комитет по культуре разделяет их обеспокоенность по этому поводу.

Перечисленные вузы осуществляют подготовку по творческим, творческо-исполнительским специальностям, однако они оценены по одинаковым с другими вузами формализованным критериям. Каждый из них имеет богатую историю, давние творческие и педагогические традиции, на основе которых сформировался уникальный, неповторимый стиль подготовки выдающихся актёров, музыкантов, художников, архитекторов, писателей – то, что именуется собственной «школой», узнаваемой не только в России, но и за рубежом.

Уникальны такие вузы, как Литературный институт им. А.М.Горького, много десятилетий осуществляющий подготовку выдающихся писателей, литературных работников, как Московский архитектурный институт (государственная академия), который имеет 250-летнюю историю и является ведущей архитектурной школой России, как Санкт-Петербургская государственная академия театрального искусства, Ростовская государственная консерватория (академия) им. С.В.Рахманинова, которые составляют гордость отечественной системы образования в области искусств.

Особое недоумение и даже возмущение вызывает включение в перечень образовательных учреждений, «имеющих признаки неэффективности», Государственного специализированного института искусств, являющегося, по сути, единственным в мире учебным заведением, дающим возможность людям с ограниченными физическими возможностями получить полноценное высшее образование в сфере искусств (музыка, театр, живопись).

Комитет по культуре считает, что мониторинг деятельности творческих вузов должен проводиться с преобладанием оценки творческой составляющей образовательного процесса, с обязательным учётом творческой специфики реализации образовательных программ. Оценка творческих вузов возможна только компетентными в соответствующих видах искусства экспертами с привлечением деятелей культуры, специалистов в сфере образования в области искусств.

Включение перечисленных выше образовательных учреждений в перечень «имеющих признаки неэффективности» вызывает серьёзную обеспокоенность. Попадание в указанный перечень может бросить тень на творческие вузы, хорошо известные за пределами Российской Федерации, вызвать ухудшение отношения к ним у зарубежных партнёров и в целом сказаться отрицательно на международном имидже России как великой культурной державы. Причисление названных выдающихся творческих вузов к «имеющим признаки неэффективности» может иметь негативное общественно-политическое звучание и способно вызвать волнения в творческой, а особенно, в молодёжной среде.

Сохранение указанных выше выдающихся образовательных учреждений, их уникальных творческих и преподавательских методик – важная государственная задача.

Комитет по культуре просит Министерство культуры Российской Федерации принять меры, направленные на то, чтобы не допустить возможных негативных последствий для творческих вузов в связи с их включением в перечень «имеющих признаки неэффективности». Представляется важным избежать излишнего общественного резонанса и негативной реакции культурной общественности по поводу ситуации, складывающейся вокруг названных образовательных учреждений в связи с их включением в указанный перечень.

О принятых мерах просим сообщить Комитету по культуре.

Председатель Комитета  С.С. Говорухин