Первому заместителю Главы Администрации (Губернатора) Ростовской области - Вице-губернатору Горбаню С. И.

Первому заместителю Главы Администрации (Губернатора) Ростовской области - Вице-губернатору Горбаню С. И.
Заместителю Главы Администрации (Губернатора) Ростовской области Бондареву С. Б.
Копия: Министру культуры Ростовской области Резванову А. А.
Копия: Главному редактору газеты «Музыкальное обозрение» Устинову А. А.

Уважаемый Сергей Иванович!
Уважаемый Сергей Борисович!

В последние четыре года все мы - музыканты, неравнодушные к судьбе донского музыкального искусства - с горечью отмечаем постепенный творческий   упадок   ведущего  художественного   коллектива Ростовской филармонии   -   академического   симфонического   оркестра. Обладая профессиональным кадровым потенциалом, имея возможность ежегодного укрепления    состава    оркестра    лучшими    выпускниками Ростовской государственной     консерватории    (академии)     им. С.В.Рахманинова, симфонический оркестр в своих концертных программах не демонстрирует, как прежде, тот яркий и высокопрофессиональный уровень интерпретаций исполняемых сочинений, который был присущ коллективу во времена художественного руководства Народных артистов России Семена Когана и Равиля Мартынова и соответствовал достигнутому под их руководством высокому      статусу      академического      коллектива,      как эталона профессионализма. Концерты симфонического оркестра потеряли уровень значительных музыкальных, культурных событий в городе. Последний концертный  сезон  еще  более подчеркивает  всё  большую деградацию исполнительской культуры коллектива в целом, всё большую провинциальность его облика, как синонима заурядности. Исполняемые оркестром программы характеризуются недопустимыми качествами «крупного помола»: отсутствием настоящего ансамбля и элементарного динамического баланса между оркестровыми группами, статикой формы, отсутствием в исполняемых сочинениях концептуальности, и как следствие - желания и умения созидать для слушателя сложный процесс формообразования. Оркестр потерял важнейшее свойство любого элитного музыкального коллектива - мобильности, способности к тонким агогическим решениям, к управляемому изменению темпо-ритма. У руководства оркестра отсутствует продуманная и привлекательная для разных категорий слушателей репертуарная политика. Не удивительно, что залы филармонии полупусты и экономической отдачи предлагаемое качество творческого продукта в нашем консерваторском городе, привыкшем к высокому уровню музыкальной культуры, никогда не получит. Для большинства музыкантов, как и для самого худсовета оркестра, причина подобного состояния коллектива симфонического оркестра известна давно. Она заключается в фигуре главного дирижера. Нельзя заключать контракты с художественным руководителем такого специфичного творческого коллектива келейно, как это было в случае с Ю.М.Ткаченко. Бывшие министр культуры и директор филармонии не учли ни результаты проведенного конкурса на должность главного дирижера, который Ткаченко Ю.М. проиграл, ни мнение худсовета оркестра и многих авторитетных музыкантов города. Они не учли главного: функция дирижера заключается не только в красивом показе вступлений и завершений игры и ритмичном тактировании, сопровождающем коллективный процесс исполнительства. Главный дирижер также не только тот деловой человек, который может организовать поездку коллектива за рубеж. Качества делового человека не могут заменить качества авторитетной творческой личности. Сейчас, когда у главного дирижера заканчивается срок контракта, в ситуации смены руководства Министерства культуры РО и областной филармонии, возможно повторение кадровой ошибки. Нам бы не хотелось, чтобы академический симфонический оркестр столицы Южного Федерального округа прозябал в нынешнем состоянии. Нам непросто было высказывать вынужденную негативную оценку деятельности нашего коллеги - главного дирижера. Это равносильно выражению упреков в неизлечимой болезни пациенту. Но интересы искусства и дальнейшего творческого состояния коллектива академического симфонического оркестра филармонии, являющегося визитной карточкой донского музыкального искусства должны преобладать над дипломатией и интересами одного человека. Такой подход к кадровой политике важен не только для ответственных деятелей искусства, но и для администрации области, руководства Министерства культуры РО и Ростовской областной филармонии.

Народный артист России, профессор, Ректор Ростовской государственной
консерватории (академии) им. С.В.Рахманинова Данилов А.С.