Главному редактору газеты «Культура» Белявскому Ю.И.

26.04.2011 г.

ГЛАВНОМУ РЕДАКТОРУ ГАЗЕТЫ «КУЛЬТУРА» БЕЛЯВСКОМУ Ю.И.

Фантазии самопиара.

Ознакомившись в последнем номере «Культуры» с интервью главного дирижера симфонического оркестра Ростовской областной филармонии Ткаченко Ю.М., в очередной раз удивились его способности к измышлениям и мифотворчеству. Всё та же примитивная самореклама, нескрываемая самовлюбленность и мало правды.

Интервью в уважаемой газете - это обещанная им мера воздействия на общественное мнение, ведущих музыкантов г.Ростова-на-Дону и консерватории, письменно обратившихся в конце марта 2011г. к руководству области и областной культурой с аргументированной просьбой о нецелесообразности продления с ним контракта в должности главного дирижера на новый срок.

Поражает хлестаковский стиль фантазий в каждой строчке нашего дирижера. Во-первых, проведенный после смерти Равиля Мартынова конкурс на объявленную должность главного дирижера симфонического оркестра филармонии Ткаченко Ю.М., в числе других дирижеров, начисто проиграл одному из претендентов - Грибанову П.В. Тогда всех участников конкурса изумила манера работы Ткаченко с оркестром - постоянные проигрывания с начала до конца фрагментов сочинений без какой-либо словесной корректировки, свидетельствующей о том, что дирижер что-то слышит и хочет. С тех пор подобная метода работы с коллективом остается основной. После короткого периода руководства оркестром Грибанова П.В. и его ухода, худсовет оркестра, поверив обещаниям Ю.М.Ткаченко регулярно вывозить коллектив за рубеж, высказанным во время автобусной гастроли в Польшу, пригласил его на должность главного дирижера, при полном недоумении всех членов бывшей конкурсной комиссии. Однако, уже через год, тот же худсовет оркестра, в полном составе обратился к руководству минкультуры области и администрации с многостраничной просьбой о невозможности сотрудничества с новым дирижером по профессиональным причинам. Вопреки мнению худсовета и оркестра, бывший министр культуры, побывавшая с выступлениями части нашего коллектива в Японии и совершившая удачный шопинг, обязала бывшего художественного руководителя филармонии подписать с Ткаченко контракт до 2011 года. Вот такая истинная, правдивая история появления Ткаченко Ю.М. в Ростове.

В интервью Юрий Михайлович с ходу, якобы устами интервьюера, беззастенчиво констатирует, что в эпоху отсутствия дирижеров-лидеров он является именно таковым, что он же одновременно «вобрал опыт корифеев» (правда, безыменных). Всем известно, что, не имея специального дирижерского образования Ю.Ткаченко только в Ростове впервые в своей жизни, возглавил солидный оркестр, предварительно проиграв по всем статьям конкурс на должность главного дирижера. Не периферийный коллектив, а академический, с определенными заслугами и яркими страницами своей истории. При почти 20-летнем руководстве Народного артиста России Семена Когана именно Ростовский симфонический оркестр в 80-е годы стал победителем на I Всероссийском конкурсе симфонических оркестров. В период длительного и плодотворного руководства оркестром Равиля Мартынова Ростовский симфонический оркестр стал академическим коллективом. Убеждать руководство области, как утверждает в своем интервью Ткаченко, что «симфоническая музыка - весомая часть мировой культуры» не было необходимости, так как никто из губернаторов иначе не думает. В отличие от иных губернаторов, Чуб В.Ф. иногда бывал на концертах оркестра, хотя бы потому, что жена Р.Мартынова - родственница жены бывшего губернатора, а сам Равиль Энверович имел свободный доступ к губернатору Чубу В.Ф.

Далее. Статус губернаторского оркестру филармонии пока никто не присваивал. Ю.Ткаченко и директор оркестра М.Шорникова направили в министерство культуры РО документы с проектом приказа о создании губернаторского коллектива без каких-либо предварительно согласованных позиций по источникам и размерам фонда оплаты музыкантам, но с важным (основным) для Ткаченко пунктом: назначить его художественным руководителем и главным дирижером! Поэтому его утверждения в «Культуре» о том, что он много думал, пока решился и дал согласие возглавить «периферийный» оркестр - тоже из арсенала хлестаковских фантазий. Уважающий себя дирижер после неприятия его собственным художественным советом, ведущими музыкантами города, не стал бы всеми неправдами доказывать в интервью, в обращениях, что у него «все самое лучшее».

О «провальном выступлении Ростовского оркестра на III туре конкурса им.П.И.Чайковского в Москве. Как известно всем, наш оркестр в конце сезона 1990г. находился уже в отпуске, и когда московские коллективы отказались в ту пору аккомпанировать на III туре конкурса за недостойную плату, скоропалительно пригласили Ростовский филармонический оркестр. Оркестр не успел как следует подготовиться к подобной специфичной работе и, наряду с удачными аккомпанементами пианистам, допускал некоторые киксы и неровности. А вот настоящий дирижерский провал был на аналогичном юношеском конкурсе им.Чайковского в Японии совсем недавно. Аккомпанируя на третьем туре конкурсанту-виолончелисту концерт А.Дворжака маэстро Ю.Ткаченко так запутался во II части, что вынужден был, в присутствии полного зала скандально остановить игру, сказав как ни в чем не бывало оркестрантам: продолжаем с 15 цифры. На что ему из оркестра ответили: маэстро, мы еще не доиграли до 15 цифры. Это, к вопросу «самого лучшего».

Не будем комментировать высказывания Ю.Ткаченко о «творческом подъёме» ростовского оркестра, в результате чего, по его словам, Лолита Сильвиан из 80 оркестров России выбрала только его коллектив (на фестиваль симфонических оркестров мира в Москве). Есть подозрение, что над этой неосторожной (как и многими другими) фразой хохочут и российские дирижеры и российские оркестры. А на кого рассчитана фраза Ю.Ткаченко о том, что оркестр играет в сезон до 70 программ? Где же мера осознанным преувеличениям, не сказать бы хуже..?

По поводу зарубежных «гастролей». Всем музыкантам не столичных оркестров известна их цена: за гроши, с опухшими от длительных поездок и жизни в автобусах ногами, колесить по пыльным весям и площадям Европы, принося устроителям подобных «гастролей» и дирижеру немалые деньги, а взамен приобретая болезни и неуважение к самим себе. Организация и проведение подобных «гастролей» - это настоящая физическая и профессиональная эксплуатация российских музыкантов, явно не располагающая их к высокому профессионализму. Теперь на подобные гастроли музыканты уже отказываются ехать.

И последнее. Цель интервью Ю.М.Ткаченко, в котором желаемое выдается за действительное - убедить новое руководство области, министерства культуры РО, филармонии и непосвященных читателей, с подачи солидной газеты, в своей исключительной творческой состоятельности. Если бы представленный в газете самопиар соответствовал действительности, мы бы все радовались за наш оркестр и гордились бы таким дирижером. Но результаты прошедших четырех лет работы Ткаченко Ю.М. убеждают совершенно в другом - в элементарных дирижерских ляпсусах, поверхностном знании партитур, отсутствии способностей слышать оркестр и корректировать его звучание и, главное, - в неспособности главного дирижера прививать оркестру высокую культуру коллективного исполнительства.

В интервью Вы, Юрий Михайлович, утверждаете: «люблю добиваться максимально возможного результата». В чем? В самооценке? В самопродвижениии? В качествах делового человека? В руководстве симфоническим оркестром Ростовской филармонии мы этих качеств не замечали.

А. С. Данилов