Чубу В. Ф. о Музыкальном театре

1995 г.

Главе Администрации Ростовской области, Губернатору
ЧУБУ В.Ф.

Многоуважаемый  Владимир Федорович!

Ученый Совет Ростовской государственной консерватории им. С.В.Рахманинова просит Вас взять под контроль ситуацию, связанную с необходимостью окончательного определения статуса и формирования основы будущей труппы музыкального театра в преддверии завершения строительства нового здания.

Нынешний коллектив театра оперетты в последнее десятилетие находится в состоянии перманентного творческого кризиса. Этому способствует и отсутствие квалифицированного руководства, и профессионально слабый, в основном, состав труппы и оркестра. Эти силы, справедливо ощущая творческую, профессиональную бесперспективность противятся идее формирования в новом театре универсального музыкального театра, где одновременно должна присутствовать опера, балет и музыкальная комедия (оперетта).

Мировой опыт лучших оперных (музыкальных) театров свидетельствует, что подобная высшая форма синтетического музыкально- театрально-хореографического жанра, возникает и успешно развивается в тех крупных культурных центрах разных стран, где сложился весь комплекс необходимых объективных предпосылок для его функционирования. В городе Ростове-на-Дону необходимые условия для открытия музыкального театра, объединяющего оперу, балет и музыкальную комедию (оперетту) созрели, особенно в последнее десятилетке.

г. Ростов-на-Дону - один из крупнейших культурных центров России: театральный центр Юга России (4 театра, в т.ч. - академический); музыкальная столица - крупнейшая филармония, имеющая в своем составе два академических коллектива, консерватория, готовящая кадры музыкантов высшей квалификации для всех видов и уровней музыкально-артистической, творческой деятельности, в том числе, и солистов оперных театров, работающих ныне в крупнейших оперных театрах России, в т.ч. - Большом и Мариинском; училище искусств и культуры, музеи, выставочные залы, все творческие союзы и т.д. Наконец, Ростов, крупнейший (3-й в России) университетский, образовательный центр. Сложилась полная инфраструктура крупного культурного мегаполиса, в котором не хватает важнейшего звена - оперного, музыкального театра.

Налицо определенная культурная ущербность и неполноценность Ростова, завоевавшего авторитет крупнейшего театрального и музыкального центра. Она особенно заметна в сравнении с другими крупными культурными центрами России. Только у нас в городе Ростове-на-Дону нет тетра оперы и балета – музыкального театра.

РЕКОМЕНДАЦИИ СОВЕТА:

  1. В сложившейся экономической ситуации нет возможности формирования и финансирования двух разножанровых театров - оперы и балета и оперетты. Выход - в заимствовании зарубежного опыта создания и формирования синтетической труппы - универсального музыкального театра.
  2. Для реализации этой, единственно бесспорной идеи, необходим переходный, поэтапный подготовительный организационный период, учитывающий как самостоятельность и, зачастую, непересекаемость специфики оперы и оперетты, так и возможность ее сочетания, универсализации при подборе новой труппы театра на конкурсной, контрактной основе. С этой целью, в переходный состав труппы возможно привлечь (на конкурсной основе) и часть лучших актерских сил нынешнего театра  оперетты для осуществления опереточных спектаклей, мюзиклов.
  3. При формировании же основного, нового состава труппы принимать по конкурсу универсально подготовленных певцов и танцовщиков, способных творчески реализовать специфические особенности разных жанров (пример - Макаров П., студент консерватории, солист музыкальной комедии).
  4. Руководству департамента культуры и искусства при решении кадровых вопросов комплектования нового театра, учитывать значительную творческую деградацию нынешней труппы театра музкомедии. Изменяя статус театра, принимать в новую труппу артистов только на конкурсной основе, привлекая в состав конкурсных комиссий и специалистов консерватории.
  5. Предусмотреть в бюджете Департамента средства на формирование нового (увеличенного) штатного расписания оркестра и хора и уже сейчас объявить и провести конкурсы в эти два коллектива, т.к. качество и количество существующего оркестра не отвечает профессиональным требованиям даже нынешнего театра.
  6. будущая творческая судьба и репутация музыкального театра во многом будут зависеть от творческой состоятельности и одаренности трех основных художественных руководителей: гл. дирижера, гл. режиссера, гл. балетмейстера. Приглашать на эти роли необходимо только видных, зарекомендовавших себя специалистов, предварительно согласовав со всеми работающими в городе профессионалами (в т.ч. - с консерваторией).
  7. Руководству департамента иметь в виду, что сцена, оркестровая яма старого театра, техническое оснащение не соответствуют минимальным стандартам оперных (музыкальных) театров. В переходный период, экспериментальные оперные спектакли возможно ставить только на сцене театра им.М.Горького, Дома Офицеров или ДК "Ростсельмаш". Для этой же цели, в устаревшем проекте нового театра необходимо пересмотреть размеры оркестровой ямы, увеличив ее на полный состав симфонического оркестра для оперы.
  8. Ростовская консерватория возлагает на себя обязательство целевых наборов (с 1996 года) для подготовки артистов оркестра, хора и части солистов-вокалистов для нового музыкального театра. Кроме того, возможны варианты приглашения в Ростовский театр бывших выпускников Ростовской консерватории, работающих ныне солистами во многих оперных театрах России.
  9. Центр повышения квалификации и переподготовки при Ростовской консерватории может осуществить целевую переквалификацию части труппы нынешнего театра музкомедии, не прошедшую по конкурсу, в новый состав труппы.

Ростовская консерватория поддерживает в течение шести лет намерения областного департамента сделать наш город оперным городом. Каждый год мы готовим с солистами-выпускниками, своим симфоническим оркестром и хором, декорациями и костюмами полные оперные спектакли. "Евгений Онегин", "Царская невеста", "Чио-чио-сан", "Травиата", "Иоланта", "Алеко" звучали и звучат в городе, собирая аншлаги, но исполнялись только один раз, на государственных экзаменах. Многие выпускники  консерватории, певшие главные партии в этих спектаклях, уехали из Ростова и работают сейчас в оперных театрах Петербурга, Москвы и за рубежом.

Просим Вас поддержать консерваторию и департамент культуры в предварительной работе по утверждению нового статуса театра, как оперно-музыкального, его нового штатного расписания и постепенному формированию его новой труппы.

Председатель Ученого Совета Ростовской государственной консерватории им.С.В.Рахманинова,
профессор, Засл.артист России А. С.Данилов