Чубу В. Ф. о Музыкальном театре
1995 г.
Главе Администрации Ростовской области, Губернатору
ЧУБУ В.Ф.
Многоуважаемый Владимир Федорович!
Ученый Совет Ростовской государственной консерватории им. С.В.Рахманинова просит Вас взять под контроль ситуацию, связанную с необходимостью окончательного определения статуса и формирования основы будущей труппы музыкального театра в преддверии завершения строительства нового здания.
Нынешний коллектив театра оперетты в последнее десятилетие находится в состоянии перманентного творческого кризиса. Этому способствует и отсутствие квалифицированного руководства, и профессионально слабый, в основном, состав труппы и оркестра. Эти силы, справедливо ощущая творческую, профессиональную бесперспективность противятся идее формирования в новом театре универсального музыкального театра, где одновременно должна присутствовать опера, балет и музыкальная комедия (оперетта).
Мировой опыт лучших оперных (музыкальных) театров свидетельствует, что подобная высшая форма синтетического музыкально- театрально-хореографического жанра, возникает и успешно развивается в тех крупных культурных центрах разных стран, где сложился весь комплекс необходимых объективных предпосылок для его функционирования. В городе Ростове-на-Дону необходимые условия для открытия музыкального театра, объединяющего оперу, балет и музыкальную комедию (оперетту) созрели, особенно в последнее десятилетке.
г. Ростов-на-Дону - один из крупнейших культурных центров России: театральный центр Юга России (4 театра, в т.ч. - академический); музыкальная столица - крупнейшая филармония, имеющая в своем составе два академических коллектива, консерватория, готовящая кадры музыкантов высшей квалификации для всех видов и уровней музыкально-артистической, творческой деятельности, в том числе, и солистов оперных театров, работающих ныне в крупнейших оперных театрах России, в т.ч. - Большом и Мариинском; училище искусств и культуры, музеи, выставочные залы, все творческие союзы и т.д. Наконец, Ростов, крупнейший (3-й в России) университетский, образовательный центр. Сложилась полная инфраструктура крупного культурного мегаполиса, в котором не хватает важнейшего звена - оперного, музыкального театра.
Налицо определенная культурная ущербность и неполноценность Ростова, завоевавшего авторитет крупнейшего театрального и музыкального центра. Она особенно заметна в сравнении с другими крупными культурными центрами России. Только у нас в городе Ростове-на-Дону нет тетра оперы и балета – музыкального театра.
РЕКОМЕНДАЦИИ СОВЕТА:
- В сложившейся экономической ситуации нет возможности формирования и финансирования двух разножанровых театров - оперы и балета и оперетты. Выход - в заимствовании зарубежного опыта создания и формирования синтетической труппы - универсального музыкального театра.
- Для реализации этой, единственно бесспорной идеи, необходим переходный, поэтапный подготовительный организационный период, учитывающий как самостоятельность и, зачастую, непересекаемость специфики оперы и оперетты, так и возможность ее сочетания, универсализации при подборе новой труппы театра на конкурсной, контрактной основе. С этой целью, в переходный состав труппы возможно привлечь (на конкурсной основе) и часть лучших актерских сил нынешнего театра оперетты для осуществления опереточных спектаклей, мюзиклов.
- При формировании же основного, нового состава труппы принимать по конкурсу универсально подготовленных певцов и танцовщиков, способных творчески реализовать специфические особенности разных жанров (пример - Макаров П., студент консерватории, солист музыкальной комедии).
- Руководству департамента культуры и искусства при решении кадровых вопросов комплектования нового театра, учитывать значительную творческую деградацию нынешней труппы театра музкомедии. Изменяя статус театра, принимать в новую труппу артистов только на конкурсной основе, привлекая в состав конкурсных комиссий и специалистов консерватории.
- Предусмотреть в бюджете Департамента средства на формирование нового (увеличенного) штатного расписания оркестра и хора и уже сейчас объявить и провести конкурсы в эти два коллектива, т.к. качество и количество существующего оркестра не отвечает профессиональным требованиям даже нынешнего театра.
- будущая творческая судьба и репутация музыкального театра во многом будут зависеть от творческой состоятельности и одаренности трех основных художественных руководителей: гл. дирижера, гл. режиссера, гл. балетмейстера. Приглашать на эти роли необходимо только видных, зарекомендовавших себя специалистов, предварительно согласовав со всеми работающими в городе профессионалами (в т.ч. - с консерваторией).
- Руководству департамента иметь в виду, что сцена, оркестровая яма старого театра, техническое оснащение не соответствуют минимальным стандартам оперных (музыкальных) театров. В переходный период, экспериментальные оперные спектакли возможно ставить только на сцене театра им.М.Горького, Дома Офицеров или ДК "Ростсельмаш". Для этой же цели, в устаревшем проекте нового театра необходимо пересмотреть размеры оркестровой ямы, увеличив ее на полный состав симфонического оркестра для оперы.
- Ростовская консерватория возлагает на себя обязательство целевых наборов (с 1996 года) для подготовки артистов оркестра, хора и части солистов-вокалистов для нового музыкального театра. Кроме того, возможны варианты приглашения в Ростовский театр бывших выпускников Ростовской консерватории, работающих ныне солистами во многих оперных театрах России.
- Центр повышения квалификации и переподготовки при Ростовской консерватории может осуществить целевую переквалификацию части труппы нынешнего театра музкомедии, не прошедшую по конкурсу, в новый состав труппы.
Ростовская консерватория поддерживает в течение шести лет намерения областного департамента сделать наш город оперным городом. Каждый год мы готовим с солистами-выпускниками, своим симфоническим оркестром и хором, декорациями и костюмами полные оперные спектакли. "Евгений Онегин", "Царская невеста", "Чио-чио-сан", "Травиата", "Иоланта", "Алеко" звучали и звучат в городе, собирая аншлаги, но исполнялись только один раз, на государственных экзаменах. Многие выпускники консерватории, певшие главные партии в этих спектаклях, уехали из Ростова и работают сейчас в оперных театрах Петербурга, Москвы и за рубежом.
Просим Вас поддержать консерваторию и департамент культуры в предварительной работе по утверждению нового статуса театра, как оперно-музыкального, его нового штатного расписания и постепенному формированию его новой труппы.
Председатель Ученого Совета Ростовской государственной консерватории им.С.В.Рахманинова,
профессор, Засл.артист России А. С.Данилов