Производственное собрание

1.09.1988 г.

Уважаемые товарищи!

Прошедший учебный год, как мне представляется, памятен для большинства из нас, прежде всего, теми событиями, которые необычайно повысили эмоциональный фон в институте, обострили в коллективе болезненное ощущение нерешенных проблем, очень заметно поляризовали группы преподавателей, среди которых задавали тон те, кто болел за интересы коллектива, как за свои личные - а таких было подавляющее большинство, и те, кто болея за свое личное, корыстное, весьма эффективно жонглировали интересами коллектива. Наша кадровая драма, героями которой на протяжении года были представители администрации, 9 заведующих кафедрами, около 30 преподавателей вовлекла в свое действие и студентов, наглядно продемонстрировав, особенно на выборах ректора, нашу неровную воспитательную работу с ними, с ярко выраженной девальвацией нравственности и этики.

Заинтересованным посторонним лицам, влияющим на судьбы института, конечно же трудно было разобраться в запутанной интриге институтских событий, в результате чего появились весьма любопытные и разноречивые оценки происходящего: замминистра культуры РСФСР, В.В. Кочетков и по сей день, при случае, квалифицирует атмосферу на выборах ректора и особенно выступления студентов двумя нецензурными словами, ростовская же пресса - напротив - увидела в тех же студентах борцов за перестройку, обновление и прочее. В некоторых руководящих инстанциях города высказывались мнения о несостоятельности моей персоны, как претендента на должность ректора, поскольку я являюсь представителем прежней администрации, удобстве моей фигуры для якобы консервативного большинства коллектива; пресса - в противовес, квалифицировала меня, как представителя административно-бюрократического, подавляющего стиля руководства. Все мы, и даже вышестоящие инстанции склонны были не без основания считать и считаем до сих пор, что работаем в консерваторском типе высшего учебного заведения, газета же «Комсомолец», не сомневаясь и, что самое интересное для корреспондента газеты, - не задумываясь, пришла к выводу, что уровень преподавания в Вузе ниже, чем в культпросветучилище. И скорее всего, это утверждение для ростовчан и жителей области прозвучало вполне правдоподобно, потому что не нашлось в институте ни одного желающего доказать газете обратное.

Однако, время прошло, острота происходящего сгладилась и мы, я надеюсь, все поняли, что прошлогодние события, растянувшиеся на весь учебный год, не способствовали организованной и осмысленной работе коллектива. Они повлияли отрицательно не только на результаты прошедшего года, но сказываются и в начале нынешнего. Однако извлечь уроки из прошлогодних событий всем нам необходимо - от студента до ректора.

Итак, подведем некоторые итоги прошлого года.
Наиболее характерные его вехи, свидетельствующие об уровне нашей работы, это прежде всего:
а) госэкзамены;
б) распределение дипломников;
в) прием;

Эти показатели могут выглядеть своеобразной формой ежегодной аттестации каждой кафедры, ее ответственности за качество и результаты пятилетней работы со студентами, пришедшими к диплому. Наилучшие результаты на госэкзаменах показали выпускники теоретико-композиторского факультета, сдавшие все экзамены на отличные и хорошие оценки. Студентке Коноваловой вручен диплом с отличием.

Однако при внешнем убедительном благополучии, госэкзамены на этом факультете в течение ряда лет проходят в неорганизационной обстановке, в связи с традиционным уже нарушением сроков представления выпускниками дипломных работ. Заведующие кафедрами теории и истории музыки Франтова Т.В. и Цукер A.M., зав. композиторским отделением Клиничев Л.П., декан Ходош B.C. не проявляют необходимой требовательности к соблюдению дипломниками точных сроков написания и сдачи дипломов. В установленные в этом году самими кафедрами сроки не было сдано ни одного диплома. Члены госкомиссии часто не в состоянии дать точную, обоснованную оценку дипломной работе, так как просто не успевают с ней детально ознакомиться. Уже в ходе самих экзаменов в этом году выявлялась неинформированность некоторых выпускников и их научных руководителей о количестве представляемых на госэкзаменах экземпляров дипломных работ. Невольно возникает вопрос: не являются ли высокие оценки дипломников в этом случае результатом неясных оценочных критериев членов госкомиссии? Хочется надеяться что нет, т.к. по качеству успеваемости ТКФ традиционно в числе лучших: в этом году 80%. студентов учились на пятерки и четверки. Для сравнения - у вторых пианистов - 56%, у третьих, струнников - 52%. Выпускники-композиторы также должны знакомить ГЭК со своими сочинениями не в день экзамена, а заранее. Для этого кафедре теории необходимо своевременно требовать и соответствующее количество экземпляров сочинений у дипломников. К госэкзамену по композиции, на мой взгляд, кафедре необходимо назначать официальных рецензентов, как у теоретиков и пианистов.

Качество приема на ТКФ, как и в предыдущие 2 года, не вызывает нареканий. Абитуриенты, в целом, показывают хорошие знания. Необходимо отметить еще один отрадный факт: на ТКФ, единственном в институте, мы имеем двойное превосходство приехавших и зачисленных абитуриентов из других городов над абитуриентами из Ростова и Юга России. Можно осторожно предположить, что кафедры ТКФ уже имеют за пределами региона некий авторитет и, что не менее важно, могут рассчитывать через 5 лет на более широкую географию распределения своих выпускников, в чем наш вуз кровно заинтересован. Эта особенность - более широкого рассредоточения в    регионах России выпускников ТКФ по сравнению  с  другими  кафедрами,  особенно  с  пианистами, ежегодно переполняющими   город     Ростов-на-Дону,      уже   сформировалась в устойчивую тенденцию.

Оркестровый факультет.
В этом году окончили институт 15 струнников, всего 2 духовика и 6 выпускников эстрадно-джазового отделения. Результаты подготовки студентов этих кафедр разные. Если у струнников из 15 выпускников по специальности 3 тройки, то по камерному ансамблю уже 5, т.е.одна треть от всех оценок. На мой взгляд, это показатель отличительности позиций и критериев разных председателей ГЭК - более требовательного Саямова М.П. (по классу камерного ансамбля) и более благодушного профессора Тери Г.И. (по специальности и квартетному классу), о чем говорю, основываясь на собственных впечатлениях и мнениях членов кафедр. Благодушие председателей ГЭК нас не должно устраивать, особенно при наличии явного брака в профессиональном оснащении некоторых выпускников. В этом учебном году беспринципных председателей ГЭК прошлого года мы приглашать не будем.

Кафедра струнных инструментов подготовила двух отличных специалистов-скрипачей: Болтова 0.(класс Куцовского СБ.), и Шейнкмана Д. (класс Волынской Т.). Оба рекомендованы в ассистентуру-стажировку. С отличием закончила институт Крамарова (кл.А.Ресьяна). Во время проведения госэкзамена на струнной кафедре также присутствовали организационные недостатки. Характеристики на выпускников были представлены лишь за 1 день до госэкзамена. У Крамаровой вообще её не было. Характеристики дипломников кафедры утверждены также не были, в результате чего положительные оценки, данные преподавателями по специальности после исполнения дипломной программы иногда выглядели необоснованными, как это имело место с дипломницей Безруковой. Программы по специальности были представлены на госэкзамен также поздно.

Результаты приема 1988 года на кафедре струнных инструментов противоречивы. Если скрипачей и альтистов принято 11 из 21 приехавших, то, по моему, впервые за все годы, не принято ни одного виолончелиста и контрабасиста, за исключением одного виолончелиста, не прошедшего по конкурсу в Московскую консерваторию и зачисленного в последний день заседания приемной комиссии без прослушивания. Факты - вещь упрямая. А они говорят о том, что даже после удачно проведенной методической конференции преподавателей-струнников и смотра-конкурса в Майкопе, желающих поступать к нам в институт - даже с училищ нашей зоны - недостаточно. Причины вижу только в следующем: признание авторитета всей кафедры струнных инструментов в Северо-Кавказской зоне, не отдельных личностей, а всего-коллектива, пока не произошло. Планомерная методическая работа в спецклассах училищ не ведется. Сегодня кафедра испытывает и кадровые затруднения: остро стоит вопрос о привлечении для работы хотя бы одного нового авторитетного педагога.

Кафедра духовых инструментов.
Разрешите вначале поздравить кафедру с новыми лауреатами всероссийского конкурса - А.Кротовым и Л.Решко. Однако всего лишь два дипломника-выпускника (при всей их благополучности) и только шесть принятых на 1 курс студентов невольно вынуждают к лаконичности выводов. Я думаю, отношение преподавателей кафедры к работе по подготовке приема выражается в следующем эпизоде. Во время вступительных экзаменов на 1 курс был зачислен всего лишь 1 тромбонист. В институте, таким образом, оказалось в совокупности всего 3 тромбониста, что недостаточно даже для комплектования состава симфонического оркестра. А ведь необходим еще и духовой! И когда в последний день заседания приемной комиссии к нам приехал из Гнесинского института 4-й тромбонист, не прошедший там по конкурсу, мы его срочно зачислили, даже сверх плана приема, руководствуясь упомянутым острым дефицитом и потребностями комплектования коллективов. Я по наивности ожидал от кафедры признательности за заботу об интересах медных. Однако приемная комиссия института удостоилась осуждения за подобное решение. Оказывается, без санкции кафедры этого делать видимо было нельзя, нужно было перенести прослушивание на следующий год? Если дело пойдет дальше так, то кафедру духовых мы в скором времени вынуждены будем переименовать в кафедру флейты, т.к. к нам едут на прием преимущественно флейтисты. Планомерной работы в спецклассах училищ и эта кафедра никогда не вела и не ведет. Многие отделения духовых в музучилищах сознательно не рекомендуют своим студентам поступать к нам. Причина, на мой взгляд, не в отсутствии доверия к профессионализму большинства преподавателей кафедры, известных исполнителей. Причина в отсутствии рабочих контактов с отделениями училищ, в демонстративной незаинтересованности преподавателей кафедры в будущей смене. В этом учебном году кафедра вновь не в состоянии организовать работу духового оркестра и, мне кажется, что данное положение больше устраивает преподавателей, чем огорчает - ведь будет меньше забот. Напомню, что для студентов кафедр струнных и духовых инструментов основным видом практики является игра в симфоническом оркестре. В конце прошлого учебного года выяснилось, а в начале этого дважды подтвердилось, что СБ. Куцовский не сможет его возглавить по состоянию здоровья. В Ростове практически нет специалистов, пригодных и согласных на этот сложнейший вид педагогической и творческой работы. Таким образом, оркестровый класс в этом году под угрозой срыва. Пользуясь случаем, прошу всех вас, в рабочем порядке, внести свои предложения по возможным кандидатурам руководителя симфонического оркестра, в том числе, из других городов.

Кафедра эстрадно-джазовой музыки.
Я думаю, многим наши кафедрам не хватает инициативы и умения в организации государственного экзамена, как праздничного, концертного события в городе. Над этим стоит думать, вплоть до имеющейся возможности аренды залов филармонии или дома офицеров. Джазовая кафедра эту проблему решает успешно. Госэкзамен у них - это праздник джазовой музыки не только для выпускников. Троек по спецдисциплинам на госэкзаменах у выпускников этой кафедры не бывает, и надеюсь, не будет, а вот проблема успеваемости по циклу остальных дисциплин становится хронической. Прочное последнее место, занимаемое студентами этой кафедры по итогам сессий, тревожит. Преподавателям кафедры предстоит приложить максимум усилий для изменения отношения студентов к учебе, для подготовки универсально образованных специалистов, способных не только хорошо играть на инструментах, но и развивать свой жанр посредством педагогической, методической, просветительской работы. В этом и состоит цель открытия этой кафедры в вузе.

Приемные конкурсы на эстрадно-джазовые специальности пока небольшие. Вопреки ожиданиям - менее 2 человек на место. Это обстоятельство сказывается на неравномерном разделении количества принимаемых на ту или иную специальность. Поступают к нам выпускники училищ преимущественно из Ростова и зоны Северного Кавказа. В перспективе, по мере открытия отделений джазовой музыки в музучилищах страны, приток абитуриентов должен расти, обеспечивая для кафедры возможность пропорционального набора специальностей. Отрадно, что на этой кафедре расширяется география распределения выпускников, приступающих работать в концертных организациях всей страны.

Дирижерско-хоровой факультет.
11 выпускников -дирижеров сдали госэкзамены по спецдисциплинам на 5 и 4 при одной тройке по специальности - у Рябцевой. Председатель госкомиссии профессор Бахарев положительно охарактеризовал качество подготовки дирижеров. Однако есть и недостатки. Первый - давний и труднорешаемый - неуравновешенность в комплектации хоровых партий, и, как следствие, недоукомплектованность хора мужскими голосами. Серьезные недостатки в качестве подготовки дипломных рефератов, невзирая на отсутствие троек, объясненное председателем ГЭК тем, что госэкзамены по защите рефератов на некоторых факультетах дело новое. Недостатки рефератов, заключаются в основном, в чисто методических ошибках: доморощенном теоретизировании, не имеющем практической направленности и оторванным от профессии дирижера, гигантоманией в определении тем, ведущей к расплывчатости и поверхностности анализа и тому подобное. Скорее всего, что самим преподавателям - научным руководителям - необходимо, в первую очередь, ответственнее относиться к практическому руководству рефератами, подтягиваясь к необходимому научному, методическому уровню руководителя дипломной работы. Тогда и у студентов будут иные качественные результаты содержания дипломов. В этом году план набора на 1 курс кафедрой выполнен (правда, почти при отсутствии конкурса). Прием дирижеров характерен старыми изъянами. Феминизация профессии хормейстера продолжается. Мужчины в составе курса на этом факультете - исключение из правил. По -прежнему не бывает конкурса на отделении руководителей народного хора. В этом году возможно попытаемся произвести набор на это отделение из числа руководителей самодеятельных коллективов области по целевым направлениям обучая их по программе институтов культуры? Такой поворот, возможно, больше будет сочетаться с практической потребностью в таких специалистах в области и решит проблему набора на РНХ.

Фортепианный факультет.
Из 26 выпускников пианистов тройки по специальности получили 9 человек, или 1/3 курса. При переизбытке пианистов в крупных и средних центрах мы, по инерции, еще выпускаем и неоправданно большое их количество и, тем более, неоправданное качество. Из 26 выпускников только 4 получили пятерки. Дипломов с отличием среди этих четверых удостоились: Флеккель (кл.Дайча B.C.) и Доброрадова (кл. Орловского В.В.). Справедливости ради нужно отметить, что крепкий вузовский уровень профессионализма продемонстрировала и целая группа выпускников, что отметил в своем заключении председатель ГЭК. Это Мелькумова и Васильева (кл.Осипенко), Осаковская и Чепеленко (кл.Дайча), Гриненко (кл. Барсова), Сотникова (кл.Арабкерцевой), Сидакова (кл.Скороходовой).Однако председатель ГЭКа отметил и серьезные недостатки в их подготовке: невысокий уровень исполнительской культуры, увлечение внешними проявлениями артистизма без углубления в стилистику и художественный образ сочинений, отсутствие разнообразных исполнительских средств и звуковой палитры. Вся ответственность в этом лежит в первую очередь на педагогах кафедры. Прием на первый курс у пианистов качественно неплохой. Этому в немалой степени содействовал конкурс по 3 человека на 1 место. Принято на 1 курс 18 человек. Но опять - половина из них - из города и области. Поедут ли эти будущие выпускники обратно в область и другие города, где в них нуждаются - это тоже задача кафедры.

Вокальный факультет.
У вокалистов в этом году результаты госэкзаменов удручающие: из 8 выпускников 5 получили «3» по специальности, три дипломника - тройки по оперному классу. Комментарии в этом случае излишни. Оценка работы преподавателей кафедры за 5 лет выражается в первую очередь, в этом факте. Председатель ГЭК Бахарев отметил в отчете прежде всего недостаточное владение навыками певческого дыхания. А о чем можно говорить дальше, если отсутствует главное условие для формирования вокалиста? Только одному выпускнику - Горешневу - присвоена квалификация оперного певца, остальным отказано. Хорошую вокальную подготовку показали всего два выпускника: Горешнев (кл.Хинчин Л.Я.) и Литвина (кл. Худовердовой М.Н), получившие отличные оценки. Перед ректоратом и кафедрой сольного пения председателем ГЭК поставлен вопрос о целесообразности профилизации студентов-вокалистов, как оперных певцов, ввиду отсутствия в институте оперной студии и оперного театра в Ростове.
В период приема на 8 мест 1 го курса претендовало 14 вокалистов. План набора выполнен при неплохом качестве подбора голосов первокурсников. Как дальше сложатся творческие судьбы у этих ребят, зависит от   педагогического мастерства преподавателей кафедры   и от возможности ее кадрового обновления.

Факультет народных инструментов.
По результатам Госэкзаменов в этом году факультет на непривычном последнем месте. Из 9 выпускников 5 имеют тройки по специальности и один - двойку (Шутько, класс Шишина В.И.). По дирижированию и защите рефератов - пять троек. Не присвоена квалификация дирижера оркестра народных инструментов двум выпускникам из семи. В этих показателях не столько вина студентов, сколько кафедры, работа которой не носила организованного, подконтрольного начала, о чем я неоднократно говорил на протяжении последних лет. В связи с переводом В.А.Семенова на педагогическую работу в институт им.Гнесиных, кафедре предстоит определиться по кандидатуре заведующего, который мог бы организовать планомерную работу по выходу из создавшегося, без преувеличения, кризиса, с целью резкого повышения уровня профессионализма у всех студентов факультета и его художественных коллективов. Пользуясь случаем, разрешите выразить В.А.Семенову слова признательности за его плодотворную педагогическую работу в институте, огромный вклад, как исполнителя и педагога, в создание авторитета кафедре, поздравить его и Юрия Шишкина с победой по Международном конкурсе баянистов в Клингентале и пожелать также успехов на педагогическом поприще в институте имени Гнесиных.

Из 27 человек поступавших на 1 курс ФНИ зачислено 13 человек. Качество набора кафедра квалифицирует, как хорошее. Однако 9 человек из 13 -представители области и окрестностей. Этот показатель нас также не может устраивать по ранее уже указанным причинам.

Общие замечания по проведению государственных экзаменов, распределению и приему: Гос.экзамены еще не стали для нас самым ответственным и важным этапом нашей деятельности. Удобные, «карманные» председатели ГЭКов с их невысокой требовательностью создают лишь иллюзию благополучия. Администрация и кафедры обязаны создать все условия для настоящей требовательности, своего рода госприемки на всех факультетах, повышения  и выравнивания критериев профессиональной оснащенности выпускников. В этом заинтересованы если не мы, то наша профессия и наши будущие студенты-выпускники.

В резолюции совета НИРС, составленной в конце учебного года, предлагается организовывать на кафедрах «продажу» специалистов. Для этого после 4 курса предлагается направлять характеристики студентов по концертным и образовательным организациям и приглашать их представителей на госэкзамены. Предложение очень толковое, в духе времени, и кафедрам уже в этом году можно, в порядке эксперимента, приступить к его реализации. Необходимо устранить и множество организационных неурядиц в подготовке и проведении госэкзаменов. Если, к примеру, те же представители приглашенных организаций ознакомятся с сегодняшним качеством составленных преподавателями характеристик на выпускников, вряд ли они появятся у нас в следующий раз. Проректору по УР и деканам в этом году необходимо проводить с заведующими кафедрами, работу по вопросам организации (регламента) госэкзаменов в соответствии с необходимыми требованиями.

Распределение.
Из года в год кафедры снимают с себя ответственность за постоянную и целенаправленную ориентацию выпускников на специфику своей будущей работы. Широта географии их распределения, соответствие работы полученному диплому - это продолжение репутации кафедры, показатель пригодности подготовленных нами специалистов. Предварительные распределения в этом году будем проводить по кафедрам, в присутствии всех преподавателей выпускников. Динамику качества подготовки и своевременность распределения станем соизмерять, как с барометром, определяющим необходимость количества ежегодного приема на тот или иной факультет. На 1989 год план приема в РГМПИ сокращен нами еще на шесть единиц и уже в этом году, при формировании плана набора на факультеты и специальности, будем ориентироваться и на успешность и качество приема в прошлом учебном году, и на качество распределения и востребованности студентов-выпускников.

Как повод для раздумий и принятия решений на кафедрах и руководства института сообщу, что в прошлом учебном году половина из всех распределенных опять осталась в городе и области. При предстоящей аттестации Вуза этот показатель, наряду с основными, не будет говорить в нашу пользу.

Сейчас начало учебного года и на некоторых кафедрах уже возникли коллизии, связанные с желанием или нежеланием студентов обучаться у того или иного педагога. Это вопрос и этики, и психологической совместимости, и кадровой политики - в первую очередь. В художественном вузе студенты, по крайней мере старших курсов, имеют право на выбор педагога. После 2 или 3 курса студент, желающий приобрести ту или иную квалификацию, при согласии кафедры, имеет право на выбор как спецкурса, факультатива, так и преподавателя по специальности, которому он доверяет. В этом случае будут объективнее и доказательнее решаться вопросы и педагогической учебной нагрузки.

В связи с нерешенной пока проблемой усиления индивидуальной направленности в обучении каждого студента и наличием реальных для этого возможностей, удивляет безынициативность большинства кафедр. Настораживает пассивность коллег и по целому ряду других неотложных вопросов, связанных с перестройкой учебного процесса, о чем мы сможем говорить позже на заседаниях кафедр и совещаниях. Сколько бы причин не существовало для объяснения подобного благодушия, первая из них - это состояние качества кадрового состава преподавателей. В конце прошлого учебного года появилась надежа, что и новая система открытого конкурса, и анкетирование студентов невольно начнут стимулировать уровень нашей работы. Ведь впервые в истории РГМПИ не были избраны на новый срок в занимаемой должности несколько преподавателей. Однако элементы круговой поруки, выдаваемые за проявление человечности и гуманности, еще не преодолены всеми членами Ученого Совета. Подобная ситуация неприемлема в условиях того кадрового кризиса, в котором оказался институт. Такое положение похоже на неосознанное стремление к деградации и самоуничтожению.

Чтобы подойти к поставленному перед коллективом рубежу - достижению к 1990 году 35% качества научно-педагогических кадров - нам необходимо улучшить свой научно-творческий потенциал, как минимум, на 5 новых ученых званий и степеней. Одна из главных возможностей - конкурс и пристрастный отбор лучших кадров или их конкурсное сокращение. Со своей стороны обещаю, что буду использовать исключительную в нашей практике возможность досрочного выдвижения на конкурс тех преподавателей, которые профессионально не соответствую занимаемой должности.

Это относится и к заведующим кафедрами и деканам. Другого эффективного выхода в решении кадровой ситуации не вижу. Возможны жалобы, обращения в вышестоящие инстанции, как это уже делают Пискунова, Орловский, Чистякова, Редькина и другие. Правда не за ними. Мы также добились того, что на сельхозработы теперь направляем только 60 студентов. Остальные все учатся. Выборочные прослушивания студентов по специальности в октябре начинаются с тех, кто не участвовал в трудовом семестре.

Финансирование.
Фонд заработной платы сокращен, по сравнению с представленным нами проектом на 80 тысяч.

Материальное обеспечение учебного процесса.
Учебный корпус: предстоит ремонт камерного зала, вестибюля, кабинета 214.
Кроме ремонтов, предстоит подготовка роялей, приобретение еще 1 концертного рояля, аппаратуры для студии, кабинета прослушивания.
На решение облисполкома и МК РСФСР вынесено наше ходатайство 06        открытии 11 летки. Ректоратом изыскиваются варианты ее размещения,
поиски материально-технической базы.
Общежитие: закончен капитальный ремонт холодного водоснабжения, идет капитальный ремонт системы отопления общежития, асфальтирование.
В обоих зданиях произведен капитальный ремонт электроосвещения.

И в заключение: я по-прежнему не отказываюсь от своих слов о необходимости голосования о доверии ректору через год.
Более того, если через год в институте мало что изменится в лучшую сторону по причинам зависящим от меня, как руководителя, голосуйте против.