В поисках справедливости

2008 г.

В сентябре премьер-министр В. Путин подписал Постановление № 706 «О мерах дополнительной государственной поддержки, предоставляемой в 2009-2011 федеральным государственным образовательным учреждениям среднего профессионального и высшего профессионального образования в сфере искусства». Список новых грантополучателей был опубликован в «МО» № 10, 2008. Ректор Ростовской консерватории, нар. арт. РФ Александр Данилов прислал в редакцию копию обращения к Председателю Правительства РФ.

Председателю Правительства Российской Федерации Путину В.В.
Копии:
Члену Правительства РФ, министру культуры Авдееву А.А.
Главе администрации (губернатору) Ростовской области Чубу В.Ф.
Главному редактору газеты «Музыкальное обозрение» Устинову А.А.

Уважаемый Владимир Владимирович!

Прежде, чем приступить к сути вынужденного обращения к Вам с проблемой, возможно не соответствующей своей значимостью Вашему высокому уровню руководителя Правительства РФ, позвольте поблагодарить Вас от имени музыкантов за адресную социальную поддержку ведущих музыкальных коллективов и образовательных учреждений России. Вы первый лидер страны за последние два десятилетия, протянувший руку помощи работникам искусства, давший надежду на лучшую участь российской культуре и художественному образованию.

Обращение к Вам связано с последним Постановлением Правительства РФ N9 706. Если решение о выделении первых Президентских грантов уникальным исполнительским коллективам, а также Московской и Санкт-Петербургской консерваториям как бесспорным, лучшим коллективам России было предельно объективным и убедительным, то последний список художественных ВУЗов, представленный Вам для дополнительной финансовой поддержки, вызывает в некоторых случаях недоумение, а затем и неприятие. И прежде всего, заметным с первого взгляда, отсутствием одинаковых критериев в отборе грантополучателей. По этой причине в коллективе Ростовской государственной консерватории (академии) им. С.В. Рахманинова уже второй месяц остро обсуждается список рекомендованных Вам для дополнительной поддержки ВУЗов: Саратовской, Новосибирской, Казанской, Нижегородской консерваторий и института им. Ипполитова-Иванова в Москве. С одной стороны, все мы благодарны Вам за помощь художественному образованию за пределами территорий двух столиц. Мы солидарны с поддержкой своих коллег в более старших по возрасту четырех российских консерваториях. Однако, как ректор, я не могу дать аргументированных объяснений профессорско-преподавательскому составу, кафедрам, Ученому совету, собранию коллектива на задаваемый справедливый вопрос: почему нет в списке грантополучателей Ростовской консерватории? Ведь по основным аккредитационным показателям наша консерватория является лидером среди грантополучателей. Об этом наглядно свидетельствуют официальные справочники «Учебные заведения культуры и искусства», издаваемые ежегодно ГИВЦ Министерства культуры РФ. Привожу данные за последний 2007 год о качестве профессорско-преподавательских составов упомянутых консерваторий,лучшие из которых, по логике вещей, и должны быть социально поддержаны. Замечу сразу, что сравнительно с большими ВУЗами, в консерваториях контингенты студентов незначительные, в среднем, 600 человек, а профессорско-преподавательские составы насчитывают 120-130 человек, поэтому количество профессоров и доцентов не может выглядеть таким же внушительным, как в университетах и крупных ВУЗах.

I. Ростовская консерватория
Имеют ученую степень доктора наук — 15, кандидата наук — 29. Имеют ученое звание профессора — 64, доцента — 52.
II. Саратовская консерватория
Имеют ученую степень доктора наук — 3, кандидата наук — 29. Имеют ученое звание профессора — 18, доцента — 39.
III. Нижегородская консерватория
Имеют ученую степень доктора наук — 5, кандидата наук — 24. Имеют ученое звание профессора — 30, доцента — 48.
IV. Казанская консерватория
Имеют ученую степень доктора наук — 9, кандидата наук — 26. Имеют ученое звание профессора — 34, доцента — 38.
V. Новосибирская консерватория
Имеют ученую степень доктора наук — 12, кандидата наук — 26. Имеют ученое звание профессора — 27, доцента — 27.

Как видно, по всем позициям — наибольшему количеству докторов и кандидатов наук, профессоров и доцентов — преподавательский состав в Ростовской консерватории лучший. Наряду с Новосибирской, Ростовская консерватория еще в 1993 открыла Совет по защите кандидатских, а впоследствии и докторских диссертаций. В остальных трех консерваториях такие Советы созданы совсем недавно. Сразу после Новосибирской наша консерватория была первой, получившей аккредитационный вид «академия» (Саратовская до сих пор «институт»). Если анализировать сугубо творческие достижения, то только за последние 5 лет мы воспитали 380 лауреатов международных и всероссийских конкурсов (...). На протяжении последних 20 лет мы ежегодно проводим международные и всероссийские научные конференции и фестивали, о качестве и значимости которых известно во всех консерваториях России. О результатах нашей научной деятельности свидетельствуют и объемы печатной продукции: монографии, альманахи, сборники статей (только за последние 3 года - свыше 600 п. л.).

Ростовская консерватория - единственная из периферийных консерваторий, которая ежегодно, на протяжении 20 лет, в отсутствие собственного концертного зала, осуществляет полные постановки дипломных оперных спектаклей на сценах ростовских театров. В последние годы мы открыли обучение по новым специальностям «Музыкальный менеджмент», «Звукорежиссура», «Джазовое пение» и «Народное пение», новые кафедры, структурные подразделения. У нас, в отличие от многих нестоличных ВУЗов, полные классы дефицитных инструментов: фагота, контрабаса, альта, виолончели. Если целью выборочной социальной поддержки является поощрение ныне работающих лучших коллективов, а не славной родословной и прошлых заслуг, то Ростовская консерватория объективно должна быть в списке грантополучателей. Поэтому возникает справедливый вопрос: почему не замечается, не поддерживается творчески активный, состоявшийся, развивающийся коллектив? Почему в оценке деятельности ВУЗов искусств не используются показатели качества, принятые Минобром в высшем профессиональном образовании? По какому принципу производился отбор? Почему никому не известно — кто отбирал и рекомендовал Правительству те или иные музыкальные ВУЗы? Если присутствовал принцип отбора более старых по историческому возрасту консерваторий, то почему в этом списке нет Уральской консерватории, особо не уступающей отобранным, а грантополучателем стал только формирующийся новичок, бывший колледж им. Ипполитова-Иванова? Может, потому, что Ипполитовка просто имеет статус московского ВУЗа, и это превыше всего? Но всем музыкантам и чиновникам известно, что в Москве есть более уникальная и знаменитая Академия хорового искусства (...).

В очередной раз мы сталкиваемся с необъективностью чиновников, вносящих в Правительство списки грантополучателей, сформированные произвольно, по своему усмотрению, вместо использования инструмента объективной оценки в проведении государственной политики. Но даже не это обстоятельство разочаровывает коллектив Ростовской консерватории. Постановление № 706 фактически узаконило ранжирование консерваторий на ведущие (грантополучатели) и не ведущие (остальные). Исключение из числа ведущих музыкальных ВУЗов Ростовской консерватории, не уступающей, а во многом превосходящей своими достижениями грантополучателей, перечеркивает смысл созидательного и напряженного труда как коллектива, так и руководителя.

Отбор лидеров из общего числа художественных ВУЗов, достойных особой государственной поддержки, должен быть предельно взвешенным, справедливым и безгрешным. На это мы и уповаем, и надеемся. Если же отмести в сторону явную несправедливость по отношению к Ростовской консерватории, то самым ожидаемым решением стала бы дополнительная помощь всем немногочисленным коллективам консерваторий и ВУЗов искусств. Здесь, в региональных художественных ВУЗах сконцентрирован очень тонкий слой элитных музыкантов, художников, деятелей искусства, живущих в откровенной бедности, не оцененных достойно на Родине, не уехавших «за бугор» и поэтому не отмеченных знаками избранности.

Они ежедневно, самозабвенно и по сути бескорыстно передают молодежи накопленные традиции отечественных исполнительских школ, а в целом — высокого академического искусства России. От них во многом зависит судьба будущей культуры нашей страны.

Помогите им, Владимир Владимирович.

Ректор Ростовской государственной консерватории (академии) им. С.В. Рахманинова, нар. арт. РФ, проф. А.С. Данилов