Траектория полёта, или взрослая дочь молодого человека

АКАДЕМИЯ 25.06.2005 № 23

15 июня исполнилось 60 лет Александру Степановичу ДАНИЛОВУ - ректору Ростовской государственной консерватории им. С.В.Рахманинова, профессору, лауреату международного, всероссийского и всесоюзного конкурсов, заслуженному артисту России. Наступило время юбилея... к большому неудовольствию виновника торжества. «Юбиляр - что новогодняя елка, - сетует Александр Степанович, - должен сверкать и блестеть. Он весь увешан гирляндами пышных славословий и неумеренных эпитетов, а все заслуги его в поздравительных речах, как правило, преувеличиваются». Да только в данном случае преувеличить что-либо, пожалуй, трудно. Мы убедимся в этом, обратившись к упрямым фактам творческой биографии Александра Данилова, перелистнув лишь некоторые страницы его музыкального романа. Итак...

Бесспорно, он еще очень молод: по-юношески строен, по-студенчески застенчив, как человек, избегающий излишеств и не склонный к самолюбованию.

А ее возраст - 38 - уже приблизился к зрелости. Особенно быстро и заметно для окружающих повзрослела она за последние 17 лет, когда он окружил ее непрерывным вниманием, бережной отеческой заботой. Даже историческое имя свое и подлинный, точно обозначенный статус обрела она в период его ректорства: в 1992-м стала называться по чину и по праву - Ростовской государственной консерваторией имени Сергея Васильевича Рахманинова, осененная образом композитора и просветителя, немало сделавшего для зарождения профессионального музыкального образования в Ростове.

Александр Данилов крепко-накрепко связал свою судьбу с ростовским вузом еще в 1971-м. Тогда он именовался Ростовским государственным музыкально-педагогическим институтом, по типу легендарной «Гнесинки», которую окончил сам Александр Степанович. Теперь имя Данилова по праву названо в ряду тех, кто стал гордостью не только факультета и вуза, но и отечественной музыкальной культуры. Это удивительно? Нет, закономерно! Впрочем, Александр Данилов привык удивлять...

Ну до чего же удивились друзья и сокурсники, когда узнали,- что Алик (как называли его тогда) успешно выдержал конкурс на должность концертмейстера в оркестр самого (!) Владимира Федосеева и - распростившись с Москвой, поехал в Ростов работать по распределению, в то время как весь его курс, за исключением двух-трех человек, остался в сладком столичном плену... А он подчинился лаконичному внутреннему приказу «надо» - скорее, по доброй привычке. Она сложилась еще дома, в Донецке, в многодетной семье отца, шахтера - человека обязательного и ответственного. Звали его Степаном Агафьевичем. Неслучайно, видно, в старинном распевном имени его переливалась неспешность русской песни - это он первым научил сына играть на баяне старинные вальсы. А потом уже в жизни Александра Данилова появилась балалайка, которую ему предстояло до конца преобразить в универсальный концертный инструмент: на нем можно исполнять музыку самых разных стилей -от Баха до Сарасате, от Чайковского до Гершвина.

Но вот что еще удивительно: процесс «созидания инструмента» и совершенствования исполнительской манеры шел у Александра Данилова одновременно с педагогическим. Здесь у него проявился принцип русского эпического триединства: он принялся обучать студентов игре на балалайке, домре и гитаре параллельно, убежденный в общности «манеры произношения» на этих инструментах.

Занимаясь с учениками, он продолжал набор творческой высоты. Стал победителем всесоюзного, всероссийского и международного конкурсов. Много гастролировал и, как свидетельствовала пресса, покорил мир. И это все в «глухие» (как их называют историки) 70-е годы.

В 80-х он пробует силы на административной стезе. Теперь уж он един в трех лицах: исполнитель-виртуоз, педагог и проректор по воспитательной работе - в производственном и творческом дуэте с тогдашним ректором и композитором - Анатолием Кусяковым.

Стоит удивиться тому, как успевали эти таланты современной музыкальной культуры руководить вузом и открывать новые музыкальные материки - создавать вместе совершенно новый жанр сонаты для... балалайки.

Отцом жанра, его первооткрывателем выступал, конечно же, Кусяков, а Данилов стал редактором. Впрочем, не только... Как бы ни отрекался он от торжественного титула «творец музыки», но пришлось ему выступить автором многочисленных обработок, фантазий, переложений, «прорубить окно» в мир новой звучности. Его фантазия на темы Дж. Гершвина, возвращенная из небытия, соната А. Гречанинова - настоящие открытия!

Но ему еще предстояло «открыть себя» - в роли архитектора музыкального образования.

В 1988-м Александр Данилов был избран ректором. К своему нынешнему юбилею он пережил уже четыре избрания на этот пост. О чем это свидетельствует? О том, чго никогда не разглаживал он любовно складки «ректорской тоги». По-прежнему он ощущает себя просто мастеровым в храме искусства и науки.

Конечно, трудился не в одиночку - в настоящей творческой артели. Недаром так искренне гордится Александр Степанович профессиональной мощью и душевным здоровьем всего коллектива и ближайших соратников. Вместе удалось воздвигнуть «строительные блоки»: с начала 90-х гг. наладить в вузе книгоиздательскую деятельность, в 93-м - открыть в структуре консерватории среднюю специальную школу-одиннадцатилетку для одаренных детей, организовать аспирантуру и ассистентуру, освоив тем самым все существующие образовательные программы.

А 93-й - юбилейный рахманиновский год - положил начало регулярному проведению «Рахманиновских дней», включающих научную конференцию и фестиваль.

Каждый год становился преобразовательной вехой. В 94-м открылся Совет по защите кандидатских диссертаций. В 97-м основана кафедра информационных технологий. С 98-го началась нотноиздательская деятельность консерватории. Недаром в 1998-м вуз был признан лауреатом конкурса среди высших учебных заведений и отмечен премией газеты «Культура» - «Окно в Россию».

А в 2002-м ректор был провозглашен «Руководителем года». И поступательное движение музыкального экспресса, который он повел по неровной колее современной жизни,отразилось в череде научных конференций, организованных консерваторией и получивших международный статус, несмотря на скудость средств. В перечне их названий - вся широта научных и методических устремлений вуза как исследовательского центра: «Отечественная культура XX века и духовная музыка», «С.Прокофьев и проблемы искусства XX века», «Бытовая музыкальная культура: история и современность», «Музыкальный мир романтизма: от прошлого к будущему», «Искусство на рубеже веков», «Музыка и музыкант в меняющемся социокультурном пространстве» и еще многое другое.

Интенсивно занимаясь научно-просветительской деятельностью, консерватория по-прежнему, как завещано ей от рождения, играет и поет - на протяжении всего существования является альтернативной филармонией, поражая слушательское сознание размахом концертных сезонов, яркостью премьер и самобытностью талантов. Хотя никакого альтернативного противостояния, конечно же, не наблюдается. В творческой дружбе с филармонией и музыкальным театром бедному вузу удается восполнять отсутствие,своего концертного зала. Творческий потенциал консерватории до конца не реализован.

Вот еще напасть: в звонкую тишину творческой мастерской жестким диссонансом врывается гром приближающейся реформы высшей школы. Превратиться в ГАНО, то есть стать государственной автономной некоммерческой организацией, для консерватории просто губительно. «Все эти ГАНО, АУ - попытки обречь вуз на самовыживание, самовыплывание,- делится невеселыми мыслями юбиляр. - А ведь наша профессия не для прагматиков, а для идеалистов. Ею нельзя по-настоящему заработать. Наших выпускников мы готовим не к битвам за «место под солнцем», а к самопожертвованию. И к служению искусству, которое, как известно, не терпит суеты».

Вот тут, обыграв аббревиатуру АУ, что означает «автономное учреждение», так и хочется окликнуть: «Ау, государство, где ты? Поворотись-ка лицом к культуре!». Да и сколько же можно еще чиновным структурам бессовестно эксплуатировать высокое чувство музыкантов к своей профессии?

Впрочем, не будем о грустном. Мы отмечаем юбилей яркого, состоявшегося музыканта, имя которого знают повсюду - в Греции и,Непале, Германии и Японии. И, значит, роман Александра Данилова с профессией сложился счастливо, несмотря на времена и нравы.

Сборники с сочинениями, диски с записями,Александра Данилова разлетелись по всему свету. Воспитанники его класса, храня верность профессии, очаровали жюри многих конкурсов. Самого Александра Степановича постоянно приглашают судить творческие состязания. А консерватория,которой он беззаветно служит, вошла в число лучших вузов страны.