«Данилов играет на балалайке так, как Паганини играл на скрипке»

Как бы красиво и искренне не говорить и не писать о настоящей музыке, как бы похвально не отзываться о талантливой игре музыкантов, все равно не передать в полной мере словами величия, захватывающей силы, чарующей прелести классической и народной музыки.

Вот и я сейчас пытаюсь передать свои впечатления от одной из моих недавних встреч с такой культурой, с таким искусством, о которых говорят – это бессмертно, это на века, это никаким художественным девальвациям не подлежит.

Слава богу, были, есть и останутся навсегда в безбрежном море разнообразной музыки незатопляемые никакими волнами модной какофонии острова и утесы подлинной, высокой, возвышенной музыки, той, которую называют душой народа, о которой великий русский композитор Михаил Глинка сказал, что ее создает народ, а композиторы только аранжируют ее.

Мне довелось не так давно побывать на одном таком благословенном островке— в Ростовском музыкально-педагогическом институте. Посчастливилось быть приглашенным на концерт, который дал в честь Манфреда Винтера — профессора психологии университета имени Джорджа Вашингтона (США), ректор ростовского вуза А. С. Данилов.   Манфред Винтер – немец, известный, авторитетный специалист в той сфере знаний, которые формируют   и нормы корректного, разумного поведения, и психологические основы управленческой деятельности, и своеобразие, неповторимость, целостность цивилизованной личности. Не стоит, думается, подчеркивать, насколько нужен и важен обмен опытом в такой сфере деятельности. Этим и объясняется приглашение Манфреда Винтера Ростовским государственным университетом, где он в течение нескольких недель читал лекции и проводил практические занятия с теми, кому необходимы и глубокие теоретические познания в области психологии, и наглядные практические навыки в деле психологического обеспечения плодотворной, активной научно обоснованной деятельности.

Можете спросить: какая связь между немецким доктором психологии Манфредом Винтером и русским профессором музыки Александром Даниловым? Оказывается, ничего таинственного и интригующего, просто гость нашего города – страстный любитель музыки, поклонник талантливых исполнителей. Он знал, что в Ростове живет и работает, готовит молодых музыкантов прославленный на весь мир русский балалаечник, лауреат многих конкурсов, обладатель престижных дипломов Александр Степанович Данилов.

Вот и захотел М. Винтер встретиться с донским виртуозом, послушать его изумительную игру. Как потом, в беседе, выяснилось, Манфред давно интересуется русской музыкой, особенно игрой на балалайке. Этот, по его мнению, экзотический, очень русский, национальный музыкальный инструмент привлек его внимание тем. что, с виду простой, незамысловатый, он заключает в себе удивительную способность с помощью всего лишь трех струн создавать поистине полифоническое звучание. Создается впечатление, что играет целый оркестр.

Разумеется, в неумелых, в неискусных в игре руках балалайка так себя не проявит. Нужен мастер, чтобы она зазвучала широко, вольно, лихо, переливчато, звонко.

Александр Степанович Данилов превосходно владеет этим инструментом. Своим вдохновенным искусством игры он покорял слушателей двадцати шести стран, в которых выступал с концертами. Его слушали в исполнительских залах: Германии, США, Японии, Вьетнама, Греции. В Японии Александр Степанович давал уроки игры целой группе любителей балалайки. Так что, пошутил профессор, если на Родине переведутся балалаечники, они заявят о себе на японских островах.

Но, видимо, уже пора послушать и концерт, на который вместе с Манфредом Винтером пришли его коллеги по науке, наши земляки — доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой Ростовского государственного университета В. А. Лабунская, кандидат психологических наук, доцент этого же университета П. А. Введенский, ответственный секретарь областного отделения общества советско-германской дружбы П. И. Тяпкин и аспирант Северо-Кавказского социально-политического института (бывшая Ростовская Высшая партийная школа) В. П. Матвеев.

Петр Иванович и Владимир Петрович владеют немецким языком. Они помогали контакту с немецким гостем. Да и сами они очень небезразличны к музыке. Поэтому их присутствие на концерте принесло не только пользу общению, обмену мнениями и впечатлениями, но и эстетическое удовольствие им самим.

Итак, начинается концерт. Звучит «Гавот» И. С. Баха. Великий композитор, создатель музыкальных шедевров, крупных произведений, исполняемых самыми известными симфоническими оркестрами, к нашему безграничному изумлению, зазвучал на простой русской балалайке. Да как зазвучал! Не верилось, что могучего, монументального, эпохального Баха можно так передать на скромном инструменте. Правда, для этого потребовалось, чтобы оказался он в руках маэстро Данилова. И еще: чтобы ему, Александру Степановичу, аккомпанировал концертмейстер, доцент кафедры специального фортепиано О. Б. Барсов. Олег Борисович закончил аспирантуру при Ленинградской консерватории, он является воспитанником выдающегося советского пианиста Павла Серебрякова.

Такой тандем, а лучше сказать, дуэт, уже сам но себе замечателен и интересен. Но главное – захватывающая игра этих больших мастеров, она убеждает, что такие знания даром не даются, такие школы выпускают достойных учеников!

Красиво, вдохновенно звучал рояль Барсова. И, словно боясь, что такое соперничество может как-то затмить славу балалайки, Александр Степанович сделал все, чтобы она осталась примадонной концертного вечера, царицей музыкального представления.

Она действительно проявила себя в полном блеске. Мы все были очарованы и пленены каскадами звуков, слетавших с этих трёх многоголосых струн.

Музыка, что называется, переносила нас из страны в страну, мы оказывались то в Германии, то в Испании, то в Италии, то во Франции, и, конечно же, даже без объявления названия исполняемой вещи, сразу узнавали родные русские напевы, мелодии. Узнавали, чувствовали и восхищались своим национальным музыкальным богатством. И были бесконечно благодарны исполнителям за доставленную радость встречи с культурой высшего качества.

Манфред Винтер сказал, прощаясь: «Жаль, что моя жена, Эрика, из-за болезни не смогла приехать со мной на Дон, она так этого хотело. Она у меня певица, у нее – сопрано, пела в Италии, в прославленном оперном театре «Ла Скала», выступала в Ленинграде, в оперном театре имени Кирова, Она бы согласилась с тем, что профессор Данилов играет на балалайке так, как великий Паганини играл на скрипке».

Спасибо, уважаемый немецкий профессор, за доброе слово о нашем земляке. Кстати, мы тоже согласны с тем, что вы сказали.

В. Гончаров
член союза журналистов СССР